liubov_zla

Categories:

Музей инженера Графтио

Этот музей расположен в городе Волхове на берегу одноимённой реки. В здании постройки начала ХХ века расположено целых 2 музея в одном: Мемориальный музей инженера Г.О. Графтио и Музей города Волхова. 

В здании, действительно, 2 экспозиции — мемориальная и историческая. И обе — интересные. Но, экспозиция, связанная с Г.О. Графтио мне кажется важнее, так как, рассказывая о достойном человеке, говорит о важном времени в развитии страны, о плане ГОЭЛРО и прочих забываемых сейчас моментах. 

Волховская ГЭС — первая, построенная по плану электрофикации страны (ГОЭЛРО). В наше время отчасти по объективным причинам — ввиду временной отдалённости, отчасти по субъективным — сознательно умолчать о всём хорошем, что было в советское время, забывается вся положительная амбициозность этого проекта. Забывается бытовая конкретика отставания сильного технического отставания сперва Российской империи, потом — Советской республики. 

И вот обо всём этом говорится в доме, в котором во время строительства Волховской ГЭС (1921 — 1927 гг.) жил главный инженер проекта Генрих Осипович Графтио. На ГЭС тоже есть музей. Но туда резко сложнее попасть — только в составе организованной группы, на будних днях, по паспортам со всяческими согласованиями. И то, руководство ГЭС на посещение то ли даст «добро», то ли нет. 

Генрих Осипович Графтио родился в 1869 году с Динабурге (Даугавпилсе) в семье железнодорожников. Потом семья переехала в Крым. В 1888 году молодой Графтио закончил Симферопольскую гимназию, а в в 1892 году он окончил физико-математический факультет Новороссийского университета.   И сразу же переезжает в Петербург — получать второе высшее в институт Корпуса инженеров путей и сообщения. Богатый человек, однако. В то время и первое высшее датировалось весьма ограниченно. А тут сразу два оплачивать. 

В 1900—1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла (1899), ГЭС «Белый уголь» на реке Подкумок в Есентукках (1903), на реке Малая Иматра (1905),  а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта) и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. 

Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.

С 1907 года преподавал в ЛЭТИ (простите за употребление современного названия), с 1921 года был профессором этого института.

Два следующих проекта инженера Графтио реализованы не были. 

В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского Государственного Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла. А дальше к проекту подключились монополисты. «Общество электрического освещения 1886 года», снабжающее Петербург электроэнергией от своей тепловой станции, и опасающиеся негативных последствий возведения плотины землевладельцы, сделали всё, что бы воплощение проекта было отложено. А потом началась Первая мировая война. Убытки для государства были колоссальны. Так что, для Графтио проекты, связанные с Волховом новостью не были. 

В 1917 году он разработал проект сооружения наземного «железнодорожного метрополитэна» от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде. Было бы интересно посмотреть этот проект. Не удивлюсь, что он оказался бы очень интересным и современным. 

После смены власти, весной 1918 года возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.

Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, и автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».

В январе 1918 года по поручению Ленина составил смету «Волховстроя». 14 июля 1918 года был вызван в Москву, в Совнарком, где под председательством В. И. Ленина рассматривался вопрос о Волховстрое. В 1919 году в Волхове были построены бараки для рабочих, склады и другие сооружения. По личному указанию В. И. Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где перед этим работал помощником главного инженера, и приостановленного в связи с Гражданской войной, и строительство Свирской ГЭС — «Свирьстрой». Старый проект был реализован. 

Арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по делу «Свирьстроя», вместе со всем руководством Волховстроя. Освобождён как «крупный специалист» постановлением о «непричастности к делу» после личного вмешательства В.И. Ленина. 

В 1924—1925 годах возглавлял ЛЭТИ

В 1927—1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания.

Каким то образом инженер Графтио ещё ухитрялся заниматься наукой. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также «Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна» (1924—1929).

В 1938—1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР. Во время Отечественной войны занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.

Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище. 

Дом-музей Г.О. Графтио, на мой взгляд, должен быть интересен широкому кругу зрителей. Помимо рассказа о замечательном человеке, оставившем большой вклад в создание промышленной мощи России, не только о «политической» истории города Волхова — что само по себе безумно интересно — мы можем в музеи увидеть мемориальные вещи семьи Графтио, мы можем увидеть совершенно неимоверный быт. Быт по хронологии событий уже советский, но до мозги своей основательный и фундаментальный. Старорежимный, так сказать. В современных — даже богатых — домах такой быт не возможен от слова никогда. 

Как вы видите, дом занимает 2 этажа. Один этаж — мемориальный, второй — исторический. Ниже скажу 2 слова об истории дома и музея. 

Музей истории города Волхова был открыт 3 октября 1969 года в доме Генриха Осиповича Графтио. Левый берег реки Волхов был выбран для строительства дома Г.О. Графтио не случайно — из окон дома была видна стройка ГЭС. Дом был построен быстро, с лета 1923 по лето 1924 года. Имя автора проекта дома не установлено.

Фотографии рабочего кабинета Г.О Графтио на втором этаже. Начинается так впечатливший меня быт.
Фотографии рабочего кабинета Г.О Графтио на втором этаже. Начинается так впечатливший меня быт.

С южной стороны к дому прилегал большой сад. Двухэтажное строение представляло собой квартиру из 7 чистых комнат со всеми удобствами, гардеробной, холодной застеклённой галереей, открытой террасой и подвалом для хозяйственных надобностей. Отапливался дом при помощи голландских печей, покрытых кафелем белого цвета. В кабинете — мраморный камин. В других комнатах — круглые и прямоугольные печи с латунными дверцами.

Для Генриха Осиповича и его жены Антонины Адамовны в доме были отведены две комнаты на втором этаже. Также там находилась большая гостиная-столовая, комната с длинным столом, за которым редко бывало меньше 10-15 человек. Все остальные помещения были предназначены для служебных занятий, заседаний и для размещения приезжих.

В период строительства ГЭС стены этого дома стали свидетелями жарких споров на долгих совещаниях в борьбе за жизнь первенца ленинского плана ГОЭЛРО. Здесь побывали многие партийные лидеры и члены правительства, писатели, руководители международного коммунистического движения: Г.М. Кржижановский, М.И. Калинин, А.И. Микоян, Г.К. Орджоникидзе, С.М. Киров, Ф.Э. Дзержинский, В.В. Куйбышев, Д. Бедный, А.Толстой, Э. Тельман, И.В.Сталин и многие другие. 

В 1930-х годах в доме, ранее принадлежавшем Г.О. Графтио, находилась гостиница 6-й ГЭС. Во время Великой Отечественной войны и до 1950-х годов в доме располагался Городской Комитет партии и ГК ВЛКСМ. Затем в течение ряда лет здесь находился городской Дом пионеров и школьников, а в 70-е годы в доме Г.О. Графтио работал Волховский филиал Ленинградского бюро путешествий и экскурсий.

С официальной информацией о музее можно ознакомиться тут http://lenoblmus.ru/museum/volkhov/about/ 



Копия с картины И.И. Бродского
Копия с картины И.И. Бродского

Оригинал картины находится в Музее истории Санкт-Петербурга. На самом деле картина — размера циклопического совершенно. В высоту чуть ли на 6 метров. Копия в Волховском музее намного меньше по двум вполне понятным причинам: во-первых размер, приближенный к оригиналу особо никуда не влезет, во-вторых музейным копии возбраняется делать копии в размер оригинала (во избежании подделок). 

Но в картине заключена весьма значимая фальсификация истории — В.И. Ленин на Волховстрое быть не мог. И не был — к моменту начала стройки он уже основательно болел. И именно с этой работы можно отсчитывать официальную «Лениниану». 

Ниже — блок картинок из «историсеской части». 


Единственное исключение — машина, принадлежавшая Генриху Осиповичу. Она была передана музею в октябре 1972 года шофёром Ленэнерго, ветераном Дороги жизни М.А. Свободчиковым

Собственно, вид на ГЭС
Собственно, вид на ГЭС


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded