liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Categories:

Альфред Рудольфович Эберлинг и Владимир Ильич Ленин

Сегодня мне бы хотелось рассказать о художнике Альфреде Рудольфовиче Эберлинге, которого я уж не раз упоминала в своих постах. Настал момент поговорить только о нём

Альфред Рудольфович Эберлинг родился 3 января 1872 г. в городе
Згеже Лодзинского уезда Петроковской губернии (територия современной Польши). В 1898 г. он окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге по мастерской И. Е. Репина с присвоением звания художника I степени за картину «Весна».
Сам Эберлинг считал, что учитель его недолюбливает, что известно из их переписки. Но Репин в ответных письмах это отрицал, утверждая, что для него все ученинки равны.

В 1899 г. Эберлинг
выехал с группой художников в Константинополь для выполнения правительственного задания по росписи православного храма. Тогда же в Турции он
приобрёл фотоаппарат Кодак, «мыльницу» того времени, и всю дальнейшую жизнь увлечённо занимался фотографией. Сейчас его фотографии старого Петербурга очень растиражированы. Кстати, он первым стал снимать на улицах города людей в движении. В 1900–1917 гг. он посетил многие европейские страны, где знакомился с художественными музеями; купил виллу в Тоскане, почти все зимы проводил там, на лето возвращаясь в Петербург. В прессе его даже прозвали «Флорентийским гостем». Помимо русского, Эберлинг владел немецким, польским, французским и итальянским языками.
Уезжая, пускал в свою мастерскую, расположена на углу современных ул. Чайковского и пр. Чернышевского, жить и работать свою соученицу Анну Петровну Остроумову-Лебедеву, с которой его всю жизнь связывала дружба.


Художник в своей студии и дом, в котором студия находится. Хозяева дома - пивные бароны отец и сын Вейнеры - специально заложили в проект дома мастерскую для Эберлинга. Кстати, Вейнер младший был основателем музея Старого Петербурга, который после октябрьской революции лёг в основу Музея истории города.

В 1896 г. ещё студентом Эберлинг выполнил картину «Старая и "Новая" живопись» (аллегория на распространившееся тогда искусство декадентов). В том же году картина была показана на Академической выставке в Императорской Академии художеств в Петербурге и международной выставке в Берлине. Позднее художник принёс картину в дар Пензенскому художественному училищу. Помимо Академических выставок, Эберлинг участвовал в выставках общества Куинджи и Общества акварелистов, а также в зарубежных выставках в период пребывания за границей. В 1902 г. он во Флоренции написал свою самую большую картину «Сон художника», показанную на выставках во Флоренции, Варшаве, Петербурге и Москве. В 1904 г. картина экспонировалась в США в городах Сент-Луисе и Нью-Йорке, где и была приобретена для музея Сан-Франциско. Наряду с ней в США было приобретено ещё несколько картин Эберлинга: «Константинополь. Кладбище», «В горах Тосканы», «Венеция», «Под белым знаменем».
В 1904 г. началась многолетняя педагогическая деятельность Эберлинга. В 1904–1917 гг. он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В эти годы художником было написано около 100 портретов, главным образом представителей театрального мира.
Так о нём отзывался известный критик начала прошлого века Николай Николаевич Брешко-Брешковский, между прочим, сын знаменитой революционной деятельницы Е. К. Брешко-Брешковской: «Из года в год, то на весенней, то у акварелистов, – сообщает журнал «Солнце России», – Эберлинг появляется со своими головками. В них много того небанального изящества, которое характеризует его собственную гамму. Он создал себе имя световыми эффектами, где так искусно пользуется холодным синеватым тоном… Получается призрачное фантастическое впечатление, ничуть не исключающее однако, прекрасного гибкого рисунка… В замкнутых кругах Эберлинг славится своими портретами-миниатюрами, исполненными темперой… В этом отношении он может конкурировать с Сомовым, да, пожалуй, еще с Бакстом…»[i]


[i] Цит. по: А. Ласкин. Гоголь-моголь. М., 2006, стр. 14


После революции 1905–1907 гг. ушедший с поста придворного живописца В. А. Серов отрекомендовал на своё место А. Р. Эберлинга. Тогда же Альфред Рудольфович преподавал рисование Великой Княжне Ольге Александровне. В 1910 г. он иллюстрировал поэму М. Ю. Лермонтова «Демон»[i] После революции в 1918 г. участвовал в создании на базе Рисовальной школы художественно-педагогического техникума, в котором преподавал до 1933 г. В 1925–1930 гг. руководил изостудией АХР в Ленинграде. В 1934 г. по приглашению И. И. Бродского художник занял место профессора по живописи, рисунку и композиции в ЛИЖСА, где проработал до 1937 г. Параллельно до 1940 г. преподавал в изостудии Ленинградского Дворца пионеров и изостудии Дома учёных.
В 1923 г. А. Р. Эберлинг получил первую премию на конкурсе «Великая русская революция» за картину «На рассвете».
Образ вождя, созданный А. Р. Эберлингом, знала вся страна. Он был автором, наверно, самого растиражированного портрета В. И. Ленина. Через сознание всего народа Советского Союза прошёл портрет В. И. Ленина, использовавшийся на денежных знаках.


[i] См.: Лермонтов М. Ю. Демон. СПб.: Р. Голике и А. Вильберг, 1910. Картинка будет ниже



В 1924 г. Эберлинг выиграл конкурс на лучший портрет В. И. Ленина, объявленный Гознаком, после чего исполнил рисунок для денежных знаков, который был воспроизведён на купюрах образца 1937 г. В послевоенные годы рисунок Эберлинга использовался в качестве водяного знака на советских купюрах выпуска 1947 г. и 1957 г. В этом конкурсе художник обошёл таких признанных коллег, как Б. М. Кустодиев, Ю. П. Анненков и И. И. Бродский. Такой выбор тем более странен, что Эберлинг не имел возможности рисовать Владимира Ильича с натуры и видел его, выступавшего с балкона Дворца Кшесинской, лишь однажды. В дальнейшем по заказу Гознака художник исполнил портреты К. Маркса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, А. И. Рыкова, В. М. Молотова, Л. М. Кагановича, М. И. Калинина для воспроизведения массовыми тиражами.
Большую роль в выборе Эберлинга в качестве одного из основных художников, работающих на Госзнак сыграл его соученик по Академии Художеств И. Э. Грабарь. Вот что он писал своему однокурснику:
«Состоя консультантом по художественным вопросам при ГОЗНАКе я, во исполнение поручения управляющего тов. Енукидзе, дал в свое время мотивированный отзыв о всех портретах Карла Маркса, представленных в ГОЗНАК, выделив Ваш, как совершенно исключительный и единственно приемлемый. Одновременно я нашел необходимым сделать несколько незначительных замечаний, касающихся различных деталей, и в том числе высказал пожелание о внесении некоторого оживления в пряди волос слева и главным образом справа от зрителя, с целью уничтожения досадного впечатления войлока, производимого особенно последнею»[i].


[i] Цит. по: А. Ласкин. Гоголь-моголь. М., 2006, стр. 190


В частном архиве сохранилась подробная переписка Эберлинга с Госзнаком. Для портретов вождей Госзнак предоставлял художнику их фотографии, или другие портреты, а также, необходимые для работы материалы. Готовые работы художник, не доверяя почте, сам возил в Москву, где они поступали в руки Госзнаковских гравёров. Одновременно эти же работы печатались как плакаты издательством «Искусство». В этой переписке есть сведения и о гонорарах и о том, что художнику оплачивались телефонные переговоры с Москвой, а также указано и число оплачиваемых поездок в Москву.


Вот как сам Трифон Теймуразович Енукидзе излагал свои пожелания: «Единственное, что мне кажется приемлемым - писал он - это – общая посадка и как раз эта, наиболее удачная, часть может быть, в какой-то мере, использована Вами. Таким образом, главнейшей Вашей задачей будет найти и со свойственным Вам мастерством передать анатомию лица, в особенности же поработать над выразительностью взгляда»[i].

[i] УК. Соч. стр. 76


А вот так управляющий фабрикой Гознака описывал пожелания к исполнению портрета И. В. Сталина «Требуется нарисовать официальный портрет т. Сталина на основе фотографий с нумерами 1 и 2, придав положению корпуса менее интимное, т. е. более прямую посадку, кисть руки опустить приблизительно как на фотографии № 2 и взгляд направить непосредственно на зрителя».

"Демон"

Вслед за этими рекомендациями следует «мнение автора фотографии»: «Портрет № 2 лучше по своей форме и если художник найдет возможным изменить фигуру в сторону официальности, то это будет самый лучший портрет. Глаза осветить как на фотографии № 1. Фон и низ должны быть растушеваны на нет»[i].


[i] УК. Соч. стр. 76


Т. Т. Енукидзе очень симпатизировал художнику, предпочитая его работы работам его коллег, даже очень именитых:
«Прилагаемый портрет (работы Бродского) нельзя признать сколько-нибудь удачным: он не выражает Кагановича. Его лицо на этом портрете получается легкомысленным, неумным, совершенно противоположным живому оригиналу»[i].


[i] УК. Соч. стр. 77


И если Владимира Ильича Эберлинг видел лишь однажды, задолго до начала работы на Госзнак, то остальных вождей, над портретами которых он трудился, ему всё же доводилось наблюдать более близко, правда, уже после окончания работы над их портретами:
«Когда работа будет вчерне закончена, – сообщают Эберлингу, работающему над портретом Кагановича, – Вам будет дана возможность сличить ее с натурой, как было сделано при работе над портретом тов. Рыкова»[i].


[i] УК. Соч. стр. 80



«Большой спрос на портреты тов. Кагановича, – писал Эберлингу представитель Гознака, – удовлетворяется в настоящее время чрезвычайно плохой продукцией. Было бы очень желательно, как раз теперь, выпустить хороший портрет, какой мы вправе от Вас ожидать»[i].
Среди произведений, созданных Эберлингом в станковой живописи в 1918–1940 гг., картины «Первые вести Октября» (1918), «Портрет С. Орджоникидзе», «Портрет стахановки Смирновой», «Портрет М. Горького» (все – 1937), «Портрет балерины Семёновой» (1940), «Портрет Ушинского», «Портрет В. И. Ленина» (все – 1946), «Портрет И. Сталина», «Портрет академика Н. Г. Хлопина» (обе – 1947), «Портрет академика С. П. Давиденкова» (1951) и другие.


Название открытки в наше время звучит как прикол "Ленин-кормчий".

В царское время художник в деньгах не нуждался. В советское же всё было по-разному. Например, когда после революции жилконтора повысила ему арендную плату за мастерскую, он предложил жилконторе расплачиваться своими работами, в том числе – портретами вождей на выбор. Уже к послевоенному времени относятся черновики писем А. П. Остроумовой-Лебедевой, хранящиеся в рукописном отделе РНБ. В них художница хлопочет перед Л. П. Берией и самим И. В. Сталиным о выдаче своему другу персональной пенсии, так как имевшейся у него пенсии в 300 рублей ему не хватало на содержание себя и семьи.


[i] УК. Соч. стр. 81


Альфред Рудольфович Эберлинг скончался 18 января 1951 г. в Ленинграде на восьмидесятом году жизни. Его произведения находятся в Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, США, Италии, Германии, Франции и других странах.



Пару лет назад мне посчастливилось немного прикоснуться к жизни этого замечательного художника, побывав в его мастерской. За что выражаю оргомную признательность хранителю наследия Альфреда Рудольфовича Владимиру Вячеславовичу Загонеку, отец которого - замечательный пейзажист Вячеслав Францевич Загонек - учился у Эберлинга.





Tags: #Загонек, #Ленин, #Эберлинг
Subscribe

  • Сам Потёмкин .... в Эрмитаже.

    В принципе, там ему самое место. И эрмитажная выставка, приуроченная к юбилею этого деятеля - одна из самых лучших, которые я за последнее время у…

  • Императорский фарфор в Эрмитаже

    Услада глаз и именины сердца. Мечта маниАка. Не, нельзя мне ходить на . такие выставки. А то я губу раскатываю, а скатать взад тяжело..... Короче,…

  • Шпалеры в Главном штабе Эрмитажа.

    Выставка фондов Эрмитажа. Представлются шпалеры 19 - 20 веков, то есть того времени, когда они уже несли только декоративную функцию, потеряв функцию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments