liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Categories:

Валентин Левитин в Царском селе

В прошлые выходные благодаря своей подруге Ирине Бровиной я впервые оказалась в замечательном музее современного искусства "Царскосельская коллекция". Традиционно даю официальную ссылку. http://www.museumfa.ru/russian/museum/welcome.php. Поводом для посещения музея о котором я скоро напишу отдельно, стала выставка Валентина Исааковича Левитина, человка для Ирины совсем не чужого. А поскольку выставка имеет свои сроки (открыта до 8 марта, так что, жаждущим нужно поторопиться), то надо поскорее дать обзор.

Здание музея - особняк М.А. Стеткевича, памятник архитектуры.


Афиша.

Валентин Исаакович Левитин родился в Ленинграде в 1931 г. в семье военного. Из-за перенесённого в детстве туберкулёза почти не посещал школу, что, видимо, только поспособствовало его образованию. В итоге в 1956 году он окончил Архитектурный факультет Харьсковского инженерно-строительного факультета. Харьковский - по месту службы отца. Параллельно занималься изучением графических техник. В 1960 вернулся с родителями в Ленинград. В 1975 году был принят в ЛОСХ. Участник многочисленных выставок в России и за рубежом.


"Архитектурная композиция". 2000-е и "Башни 1970

Редкий случай - я вынужлена просить прощение за каТчество своих фотографий. Меня угораздило забыть дома фотоаппарат, так что я снимала "на телефон". Какое счастье, что техника дошла до этого. Но цвета всё таки хужее, чем в фотоаппарате.



Первое, что бросается в глаза на выставке - её камерность и относительное однообразие представленных работ. Но, с другой стороны, далеко не всё искусство должно быть ярким, броским и разнообразным. Графика, в отличии от монументльной живописи может себе это позволить. Тем более, что эти графические листов делались в первую очередь для себя. И - для внутреннего строительства самого себя. Такой вид "внутренней эммиграции" при очень скептическом отношении к окружающей художника советской действиельности. Левитин если и брал работу, то в основном - преподавательскую. Работы показывал на квартирных выставках. Известность к нему пришла уже в перестройку.



Таким образом Валентин Исаакович - один из преставителей ленинградского авангарда. Представитель со своим симпатичным и узнаваемым лицом. Причём - с лицом архитектора, так как архитектурные мотивы в его искусстве занимают важнейшее место. И большАя часть архитектурных посторений - фантазийная. А городских пейзажей, выполненных с натуры я не видела совсем.
Кстати, всткпить в Союз Художников Левитину помогла Герта Неменова - замечательная ленинградская художница - на заре советской власти учившаяся в Париже у Брака и Пикассо.



И сам художник и многие маститые деятели, чьи отзывы о работах Левитина, говорят о влиянии на его творчество средневекового Византийского искусства. Во всяком случае, принцип построения форм взят именно с икон. Многие говорят о конкретной иконе Благовещения. Так же можно и нужно говорить о влиянии Сезана, метод работы которого Левитин изучал. И действительно, в представленных работах объём строится в том числе и как у французских постимпрессионистов - сочетанием разных цветов, разных тонов. И даже сам рисунок - живописен.


Но, если великим французам были интересны в том числе и люди, то Левитину люди не интересны - представленные "головы" так же условны и фантазийны как знания и натюрморты. Такое впечатление, что автор совсем не нуждается во внешних впечатлениях. На открытии выставки умные люди говорили о том, что таким образом художник работает с архетипами, и именно эта архитипичность придаёт монументальность и устойчивость этим воображаемым построениям.





"Архитектурный мотив" 1980-1990-е и "Без названия" 1970-е

"Пейзаж". 1980 и "Башня и дерево" 1998



"Архитектура". 1970-80-е и "Металандшафт" 1995

Растения - такие же нереалистичные, как и здания. Но тут средневековых отсылок я уже не знаю. Возможно, тут важно сочетание дерева и здания. Хотя, и то и другое одинаково производят впечатление нетварного.


"Натюрморт с бутылкой и вазой" 1987



Так же на открытии говорилось, что характерной, отличительной чертой натюрмортов Левитина (наряду с их фантазийностью) является их плоскостность (предметы стоят на одной, не всегда видимой линии), но при этом - устойчивость.


На том заканчиваю. Всем выставку очень советую (и плевать на отдалённость). Познакомиться с творчеством В.И. Левитина в Царскосельской коллекции можно до 8 марта

"Ваза" 1970-90-е
Ваза выходит как бы в двойной рамке....




"Ваза и сосуд" 1990-е


"Набережная" 1998 и "Пейзаж" 1970
Subscribe

  • И смех и грех.

    Пару недель назад, когда ещё стояла жара, мы поехали купацца в Комарово. И в этом была наша ошибка. То, что пляжи этой части Финского залива инвестны…

  • Выставка фарфора на Елагином острове

    В завершении рассказа о посещении дворца на Елагином острове показываю фотографии с самой маленькой экспозиции дворца - небольшой выставке фарфора…

  • В этот день 4 года назад

    Этот пост был опубликован 4 года назад!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments