liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Category:

Гусли в космосе.

В январе мы с очарователной Олей сходили "в концерт" в Капеллу на инстркментральный дуэт с интригующим названием "Гусли в космосе". В составе дуэта - две милейшие барышни: композитор Елизавета Панченко на органе и Анастасия Фомина на гуслях.
Первое отделение было посвящено органу "традиционному", европейскому. Органу "соло". Второе  отделение - более новатоское и с "подвывертом". Но оба - мощные. Как мне заявила Оля "орган для нас - как медиум, можно подзаряжаться энергией"...
Ещё очень понравилась домашняя атмосфера казалось бы академического концертного зала. Дети малые спокойно бегали по проходам прямо во время музыки и никто их шибко не одёргивал. Честно говоря, не могу себе представить такого демократизма в Филармонии или Мариинке.
А теперь мне бы хотелось выложить свою бееселу с мне немного знакомой Елизаветой Панченкой и проиллюстрировать всё енто счастье отрывками видео. Было бы больше, если бы не память фотоаппарата (кто ж знал, что я затею снимать видео?)


1. Как вы с Настей пришли к смешению стилей? для чего русское играть на органе, а импортное на гуслях? Для сего существуют всякого рода переложения, не предусмотренные изначально автором?

И орган, и гусли - инструменты развивающиеся. Для органа это может прозвучать странно, и тем не менее: появляются новые технические возможности, репертуар обновляется и расширяется, и это происходит до сих пор. Тем более этот процесс актуален и для звончатых гуслей, очень "молодого" инструмента. При известной многовековой истории русских гуслей, в современном виде инструмент сформировался чуть более века назад, что для подобного инструмента и явления очень малый срок. Сегодня развивается вся система: увеличивается число людей, занимающихся этим инструментом, развивается школьное образование в ДМШ и ДШИ с включением класса звончатых гуслей, есть также прекрасные возможности получения среднего и высшего образования по специальности "исполнитель и преподаватель на звончатых гуслях". Репертуар гуслей просто обязан "обрастать" теми "слоями", которые есть у многих других академических инструментов, в том числе и русских (домра, балалайка, баян). Так, создаются и оригинальные сочинения, и переложения уже существующих - классики разных эпох, и популярной музыки, близкой сегодняшнему дню.



Так потрясший меня Чайковский

2. Для чего Европе нужен оркестр, когда есть орган? Раз уж орган может заменить оркестр целиком? И когда появился орган в его современном виде?

Строго говоря, современный вид органа весьма многообразен. Есть реконструкции барочных инструментов 17-18 веков, современные, с минимальными изменениями относительно "оригиналов". Есть хорошо сохранившиеся и деликатно отреставрированные инструменты эпохи романтического органа 19-20 вв., собственно, как и Валькер петербургской академической Капеллы. Есть универсальные инструменты, сочетающие в себе регистры барочных и романтических инструментов. Можно сказать, что с конца ХХ века в органостроении закрепилась практика применения электронных комбинаций (т.н. зетцер), что является неотъемлемой частью современного инструмента и значительно оптимизирует труд органиста.

Что касается органа как оркестра, то здесь есть важная деталь. Все органные регистры (за исключением колокольчиков, если они есть, и других вспомогательных механизмов), - все они духовые. А в оркестре есть и струнные, и они составляют основу практически любого смешанного оркестрового состава. Глубинный смысл струнных в том, что гриф этих самых струнных символизирует человека, не больше и не меньше. Все инструменты, так или иначе, возникли от человеческого голоса, но пути звукоизвлечения разные, и эта разница ключевая. Духовые инструменты несут на бессознательном уровне другой смысл, чем струнные (как те, на которых играют смычком, так и те, где звук извлекается пальцами или медиатором-"посредником"). Здесь в скобках стоит отметить и разницу между струнными инструментами с грифом, и безгрифными струнными инструментами, напрямую несущими смыслы "небесной" музыки, внечеловеческой. Это очень хорошо видно в философии гуцинь, "инструмента Конфуция": открытые струны в нижнем регистре - земля, флажолеты на них же - небо, а звуки струн, прижатых к корпусу инструмента, как грифу, - это человек. Человек между землёй и небом, струна на "грифе".


"Орган-соло" что-то танцевальное

3. Что появилось раньше, орган или гусли?

Орган считается более древним инструментом, известным уже в античности (гидравлос). Там же, конечно, была и кифара и лира - близкие родственники гуслей. Однако именно русская традиция гусельной игры доподлинно подтверждена в исследованиях А.М. Мехнецова, основывающихся на археологических данных, и речь идёт о 10-11 веках нашей эры, - этим временем датируются найденные при раскопках гусли, насколько помню, псковские и новгородские. А современный вид инструмента, на котором играет Анастасия, сформировался в начале ХХ века непосредственно во взаимодействии В.В. Андреева и мастера Налимова.

4. Или вы с Настей пытаетесь возродить ЕВРОПЕЙСКУЮ традицию народной музыки?

Когда мы играем музыку европейского и русского барокко, то, разумеется, следуем, по мере возможностей, современному пониманию традиций исторически информированного исполнительства. А в репертуаре 20 века и современной музыке мы принадлежим полностью русской исполнительской традиции. В случае наших инструментов - гуслей и органа - традиции достаточно молодые, однако уже в ХХ веке давшие миру прекрасных исполнителей. Сегодняшнее медиапространство (телевидение, радио) не тиражирует записи и истории из жизни Исайи Браудо или Валерия Тихова, однако в русскоязычном пространстве это были выдающиеся фигуры своего времени. На мой взгляд, сегодня один из вызовов для русского искусства, в том числе и для нашего проекта, - стать достоянием мирового культурного пространства, перешагнув региональный барьер.


Вадим Биберган Веснянка

5. Расскажи пару слов о современных композиторах, представленных "в концерте"
О современных композиторах в мире я знаю преступно мало, находясь в профессии. Это связано не только с личностной незрелостью и семейными обстоятельствами (сейчас), но и с захлестнувшим в какой-то момент после обучения в консерватории неверием. Неверие в возможность - в частности, в Европе и в Америке - появления больших фигур в композиторском сообществе, музыка которых основана на "корнях" творящего субъекта как человека, укоренена в традиционную культуру естественно и живо. Я убеждена, что только эта музыка может найти отклик в душе - именно в душе! - так называемого "простого человека", не-музыканта. Вообще феномен музыки для музыкантов, естественно, существует и продолжит существовать, но глобальное развитие, я убеждена, произойдёт и уже происходит за счёт современной музыки, основанной на этнических культурных кодах. В современной России есть композиторы разных поколений уже после Свиридова и Гаврилина, которые идут именно этим путём.


Кстати, стоит оговориться, что употребляемое часто мной слово "русский" - не сугубо про национальность, а про цивилизационную матрицу и способ мышления человека, думающего на русском языке.

Авторы сочинений, вошедших в программу "Танцы скоморохов и менестрелей", это композиторы сегодняшнего дня, яркие личности, зрелые люди (за исключением меня, думаю :)). Авторы, ставшие классиками - каждый в своей сфере - Чайковский, В. Андреев в музыке для русских народных инструментов, и Пьяццолла в танго, - это также важный смысл программы, мы редко обходимся без отсылок к великим именам. Однако мне, в т.ч. как композитору, важен диалог именно с ныне живущими авторами, каждый из которых самобытен и уникален. Сергей Слонимский - живой классик, без преувеличения. Мне посчастливилось учиться в его классе в аспирантуре, и это был важнейший с точки зрения профессии опыт. Со всеми авторами мы коллеги по союзу композиторов России и Санкт-Петербурга. В поэтории В.Плешака "Страсти по русской революции 1917 года" я принимала участие в качестве исполнителя органной партии, и музыка впечатлила настолько, что изначально транскрипцию я сделала по слуху (и опробовала в органном исполнении), и уже потом сверилась с клавиром, и подготовила к изданию (на сегодняшний момент сборник уже вышел - третий том Антологии органной музыки, составитель - В. А. Шляпников).
Константин Шаханов - выдающийся современный гусляр, и композитор, пополнивший репертуар звончатых гуслей сочинениями, находящимися на грани академической и популярной музыки, при этом сохранившими звучание именно русское, в национальном смысле - это прежде всего русская музыка. И, конечно, шедевр Вадима Бибергана, концерт для звончатых гуслей с оркестром - это сочинение одно из первых вдохновило нас на исполнение современной музыки дуэтом гуслей и органа (начинали мы с опыта в музыке барокко). Отрадно, что авторы встречают с радостью наши творческие инициативы! Это даёт дополнительный импульс к творчеству.
Tags: #Анастасия Фомина, #Биберган, #Елизавета Панченко, #Классики и современники, #Плешак, #Шаханов, #гусли, #гусли в космосе, #орган
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои котейки

    Для большинства моих знакомых уже не являются не секретом изменения моего семейного статуса. Но теперь мне хотелось бы похвастать новыми младшими…

  • Жанна Бровина в музее Царскосельская коллекция

    В субботу в музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка замечательного Ленинградского\Петербургского художника…

  • Маниачество бытовое

    Спасибо Ольге за такой презент. ГДР, возраст 40+, ещё немного и антиквариат. И вообще, вещь из несуществующей уже стране. Вот так и кочуют вещи.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments