liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Categories:

Дом-музей Матюшина

На днях (в воскресенье) сходила на экскурсию в музей Матюшина с громким под названием "музей русского авангарда". Формально сейчас это филиал Петропавловской крепости (музей истории Санкт-Петербурга).

Музейная экспозиция в доме М. В. Матюшина состоит из двух разделов: авангард до и после 1917 года; и мемориальной части, посвященной владельцам дома на Песочной улице (так до 1940 года называлась ул. Проф. Попова): художнику-авангардисту, музыканту Михаилу Матюшину и его жене поэту и художнику Елене Гуро. Хотя, "владельцы" - громное слово. Они нанимали трёхкомнатную квартиру на втором этаже этого дома. А собственником дома было некое литературное общество. Увы, я с дуру не уточнила, что же это такое за "зверь". Вроде бы, там был целый литераторский квартал. Изначально в их квартиру был собственный вход - лесенка, ведущая со двора сразу на второй этаж, к комнате Елены Гуро. Сейчас этой лесенки нет.



Въехал Матюшин в дом вместе со второй женой художницей Е. Гуро, с которой жил до её смерти от рака крови. А потом продолжал жить в том же доме, сперва один, потом с третьей женой. Дети (целых четверо, в их судьбе художник не принимал особого участия, не что они жили, остаётся загадкой; в музее про них только упомянули) у Матюшина были только в первом браке. Третья жена, к слову, была много моложе своего почтенного супруга, сильно его пережила. И продолжала жить в этом доме до собственной смерти в  1975 году. И именно последняя жена была инициатором создания в этом доме музея. Но, из серии "не всё так просто". Деревянный дом, переживший каким-то чудом блокаду (экскурсовод сказала, что сохранениию дома посодействовал живший рядом литератор Всеволод Вишневский), к тому времени ещё оставался жилым. И находился в весьма плачевном состоянии. Но дом всё таки передали Музею истории Ленинграда, который Петропавлока. Пока дом окончательно расселили, пока вывеззли оттуда мемориальную обстановку, пока подготовились к ремонту, случилась перестройка. А за ней - пожар в 1990 году. Так что, вместо весьма основательного ремонта домик пришось отстаивать. Музей в нём открыли в 2006 году. Так что, это один из самых молодых музеев Перербурга.

Из несомненных плюсов музея - обилие подлинных вещей. Прежде всего - картин, переданных "головному" музею вдовой художника. Но есть и некоторые предметы обстановки. Мастерская Матюшина воссоздана весьма правдоподобно. Вроде бы, и сам дом восстанавливался по чертежам.


Первый этаж посвящён "тусовке" (почтеннейшему сообществу), собиравшемуся в доме. Представлены фотографии Бурлюков, хозяев дома, Маяковского, Филонова и пр. Идёт рассказ о семье Матюшина-Гуро, об их знакомстве (при обучении рисунку в шоле Циоглинского), о сложных отношениях русских футуристорв и итальянскими. Как выясняется, Маринетти по их приглашению приезжал в Петербург, и оказался не доволен прохладным приёмом и недостаточным увлечением русской тусовки городской жизнью и техникой, которыми так увлекались итальянские "отцы-основатели".
У русских же футуристов душа их компании - Елена (Элеонора) Рудольфорна Гуро выросла в имении отца, в Псковской области и города не любила. Зато к мнению Гуро прислушивались все остальные - и братья Бурлюки, и задира Маяковский.



Так же на первом этаже работы и самого Мвтюшина и его окружения. Эта экспозиция иногда меняется, уступая место временным выставкам.


Под потолком висит мемориальнвя вещь - походная (или гостевая) раскладушка, принадлежащая Матюшину. По мнению сотрудников музея чаще всего этой раскладушкой пользовался один из завсегдатоев дома - поэт Велимир Хлебников.
В том же зале мы долго и упорно обсуждали оперу "Победа над Солнцем", музыку к которой написал хозяин дома, текст - Хлебников, а декорации делал "Намалевич". Чёрный квадрат, кстати, "вырос" именно из этих декораций. Матюшин в этой музыке чень эксперементировал, пытаясь создать четверть-тона. При этом, постановка шла без оркестра - под фортепьяно. Я далека от музыкальных моментов, но экскурсовод сказала, что на фортепьяно нельзя "брать" четвертьтона, поэтому приходилось как-то выкручиваться.
Так же, пара слов было сказано и о трагедии "Владимир Маяковский", декорации к которой делал Филонов.

Мы поднялись на второй этаж, в бывшую квартиру. Первое помещение, куда мы попали - мастерская Матюшина. Там представлены сохранившиеся мемориальные вещи. На сколько я могу судить, там практически всё происходит из семьи.
И вот тут начались для меня откровения. Я была в курсе, что Матюшин был в превую очередь музыкантом. Но он, оказывается, учился в Нижегородской и Московской консерваториях, и всю жизнь играл певую скрипку аж в Придворном оркестре в Петербурге. Он, прямо как француз Энгр, сам делал скрипки. Кстати, оказывается, он был младшим (и очень поздним) и незаконнорождённым ребёнком в семье. Он подился через несколько лет после смерти мужа его матери. Его фактически воспитывали старшие сводные братья.




Авторские "корневые" скульптуры.



А во дворе стоят фигуры, одетые в костюмы "Победы над Солнцем".









Вот интересно, играет кто-нибудь эту музыку. Было бы любопытно послушать.


Мемориальная комната Е. Гуро - соседняя с мастерской. Именно в неё вела не сохранившаяся лесенка снизу. В этой же комнате находилась печка.


\
Лесенка была за этой дверью.


Мемориальные вещи.

Матюшин. Рисунок у могилы родной жены. Она умерла от рака крови в 37 лет. Её не стало на даче, в Каннельярви. Была похоронена на местном кладбище рядом с кирхой. Сейчас могила не сохранилась. Вроде бы, местные энтузиасты хотели её восстановить.



Футуристические книги и издания Союза молодёжи - душой и основателем которого был Матюшин.


Кстати, врач и художник Николай Иванович Кульбин, который был первым спонсором Союза молодёжи, был очень против их театральных и музыкальных экспериментов, после постановки "Победы над Солнцем", это общество перестал финансировать. И, что закономерно, выставки Союза молодёжи после этого прекратились. 








Милейшая вывеска булочной. Не имеет отношения к футуристам, зато говорит о времени.

А вот и сам Н.И. Кульбин. Эскиз занавеса "Бродячей собаки". 1912 г.


Почеркушки Ольги Розановой.






Стареющий Матюшин с учениками.

Последний зал. Рассказывает о последних годах художника. О его преподавании (вместе с Филоновым) в ГИНХУКе (институт художественной уцльтуы), который располагался в Зубовском особняке на Исааковской площади.

Женщина у моря.




Иллюстрации к теоррии цвета. О том, как цвета взаимодействуют между собой. О теории зрительного восприятия.



Антирелигиозный плакат.






Т.И. Глебова, ученица Филонова. Портрет органиста Исайи Браудо.


Tags: #Гуро, #Малевич, #Матюшин, #Филонов, #авангард
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мои котейки

    Для большинства моих знакомых уже не являются не секретом изменения моего семейного статуса. Но теперь мне хотелось бы похвастать новыми младшими…

  • Жанна Бровина в музее Царскосельская коллекция

    В субботу в музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка замечательного Ленинградского\Петербургского художника…

  • Маниачество бытовое

    Спасибо Ольге за такой презент. ГДР, возраст 40+, ещё немного и антиквариат. И вообще, вещь из несуществующей уже стране. Вот так и кочуют вещи.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments