liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Category:

О возрастных ограничениях или И.Е. Репин в Русском музее.

вот спускаюсь я как то на Невском в метро и в очередной раз вижу афишу выставки И.Е. Репина в Корпусе Бенуа. Афиша как афиша. Но на ней стоит возрастное ограничение "12+". Лезу на сайт ГРМ. Там написано "6+". то не верит, проверяйте. http://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/i-e-repin-to-the-175th-anniversary-from-the-birthday/ Из серии, кто прав? И разве могут быть ограничения в приобщении к родной культуре?!?


Сходка, 1883 г.

Выставка сделана как всегда, прекрасно. Она занимает весь первый этаж Корпуса Бенуа. Илья Ефимович собран посчти весь. Из известного мне я не увидела нескольких портретов из коллекции Пенат и, почему-то, "Заседание Госсовета" с эскизами осталось в предназначенном для него зале Михайловского дворца.
Всё остальное, как всегда, прекрасно - хроника жизни, аннотации. Правда, я не увидела скептических высказывание о заявленных героях (Розанов, Минченков). Но, видимо, авторы сознательно обошли из вниманием.

Рождество. Икона - именно икона, а не картина на религиозный сюжет - для церкви в имении Званцевых



Иуда 1885

Надо сказать, что к необходимости посетить эту выставку я изначально относилась достатосно скептически - Репин прекрасно известен и даже слегка принудительно сделан нашем искусствознанием "первым среди равных". И тем не меннее, обновить знания всегда не грех, да и нового я увидела порядком: для меня было откровением обилие небольших религиозных работ. А выставленные этюды и пр. подготовка для профессионала всегда ценна.




Вверху эскиз к картине "Иди со мной, Сатано". Работа находилась в Харькове и погибла во время Войны. Ниже - "арест Христа". Об основной картине сказано не было.


Тайная вечеря

Экспозиция разделена по времени и темам: Академия, народники, Бурлаки, Толстой и п.т. Хронологически - с правых залов. Я же, по незнанию, начала слева.




Сын Юрий на фоне Неаполетанского залива. Как выясняется, картина долго находилась в частном собрании в Нью-Йорке, а в 2017 куплена в частное собрание в Калининград


Критик Стасов.


Николай Мирликийский. По заказу какого-то женского монастыря под Харьковом.


Наталья Головина.

Вообще, бОльшая часть наследия И.Е. Репина - это портреты. Хороший, гарантироавнный заработок. И на поздних передвижных выставках художник выставлял в основном портреты. И таком полном репинских объеме мне портретов ещё не довожилось видеть. Кстати, очень приятно, что в устройстве выставки принимают участие и наши друзья финики. Для них же Илья Ефимович тоже - национальный художник. Теперь он, можно сказать, снова объедяет в одну империю три своих родины - Украину, Россию и Финляндию.


Л.И. Шестакова - сестра М.И. Глинки.

Пока есть место, вствавю то, что не попало в аннотиции выставок - В.В. Розанов о И.Е. Репине. Кадется, в уединённом (ак он только не постеснялся это опубликовать?). Книжка лежит у меня на даче, в интернете цитаты я не смогла найти, так что, привожу по памяти:

"Ну не нраится мне Репин! Какая досада, что он - гений! Ну вот какой неприятный человек, женщина странная при нём (вторая жена - Норман-Северова), а в едь гений, и ничего с этим не поделаешь, нужно отдать должное".


Юбилейный обед.


В.Д. Спасович и В.Н. Герард - юристы


Второй зал целиком посвящён заказам императорского двора.

На табличке - приветственная речь Александра Третьего к депутации. А а раме - гербы регионов, откуда приехали депутаты.


Ниже - эскиз к основной работе. Обратите внимание, без семейства. Кстати, Репину довелось присутствлвать сразу на двух коронациях - и Александра и Николая.


Эскиз к заседанию Госсовета. И, почему-то ни слова о том, что Репин писал картину с учениками. Кстати, о Репине-педагоге отдельно не говорилось - а ведь многие ученики его почти гениальны. Чего стоят Бродский, Грабарь, Остроумова, Эберлинг, Малявин и пр.



Вел кн. Владимир Александрович

Венчание Николая и Александры.


Николай. С авторским комментарием.


Следующий зал посвящён Пенатам и Норман-Северовой. Вообще, как выясняется, ррепинское окружение литераторшу Норман не очень жаловало. Тот же Розанов псал, что она де "поглотила Репина". Логика в этом есть - живя с неё, Репин исписался, бросил преподавание, съехал из здания Академии. Последнее, может, и не плохо, так как профессорские квартира в Академии занимали слишком много места, не оставляя студентам места для занятий. И потом Репин жил в основном портретами. При это ВСЁ ЛУЧШЕЕ Репин создал при первой жене, жившей сугубо в его тени и, якобы, недостаточно образованной, слишком ушедшей в семью (при ЧЕТВЕРЫХ детях это, как бы и не удивительно), мужа, якобы, не понимавшей, и не любившей тусовок, постоянно собиравшихся у них дома.


Ну а про странную жизнь в Пенатах вообще легенды ходят. У Норман была теория, что Россию де можно накормить "сеном". Они оба - Репин и Норман - заделались "веганами и ЗОЖесцами". Рпин по медецинским показаним всю жизнь спал с открытым окном. Д.Я. Минченков  - московский художник, секретарь Товарищества передвижников - вспоминал, что Репину для поддержания сил нужно было очень не много, капустный салат, и всё. Ипрожил старый сыч, в итоге 80 лет. Для Норман же в итоге, эти эксперименты закончились скоротечной чахоткой. А в Куокколе на станции существовал какой-то кабак, который существовал исключительно за счёт репинских гостей, которые, в ожидании поезда, "докармливались".
Есть, правда, точка зрения, что Репин второй жене мало выделял денег на хозяяйство, содержа первую семью целиком.

Сверху - Бехтерев, внизу - сама Норман.


Ещё немного об отношении современников к этому семейству. Д.Я. Минченков: 


 Сама дача не напоминала жилища художника, не выражала его мыслей. Раньше она была просто дачей Нордман, когда же здесь поселился Репин, то пристроил, очевидно, мастерскую с боковым и верхним светом. Постройка разрослась и стала нескладной, дешевой по стилю.


   Во дворе была открытая сцена, где летом давались спектакли приезжавшими любителями и дачниками. В спектаклях участвовал иногда и сам Репин.


   На "средах" и обедах у Репина бывали товарищи-художники, артисты, писатели, музыканты, корреспонденты, студенты, курсистки, иностранцы. При мне попал сюда даже сербский генерал.


   Перед обедом в мастерской происходили выборы председателя круглого стола, за которым должны были обедать гости. Правила круглого стола в печатной форме раздавались присутствовавшим. В обязанности председателя входило прежде всего "важничать".


   Звонок известил об обеде. Гости в одиночку и парами поднялись по лестнице и спустились в гостиную. Мастерская опустела. Я остановился перед картиной, которая показалась мне олицетворением здешней жизни. За столом, спиной к зрителю сидит Нордман, пишет, вероятно, повесть для "Нивы" (она была, как известно, писательницей). Рядом с ней на стуле, но мордочкой к зрителю -- собачка, зевающая во всю собачью пасть. Прекрасно написанные язык и пасть собачки убедительно передают заразительную зевоту. Кажется, что зевает и Нордман за своим писанием, зевал, вероятной, и Репин, писавший эту скучную картину.






Ещё сама Норман и их парный портрет.



Этих двоих не представляю - слишком известны




Вот что про "Октябристскую" картину писал Розанов:



   Жидовство, сумасшествие, энтузиазм и святая чистота русских мальчиков и девочек -- вот что сплело нашу революцию, понесшую красные знамена по Невскому на другой день по объявлении манифеста 17 октября -- так комментирует дело И. Е. Репин в выставленной им большой картине "17 октября 1905 года" на XIII передвижной выставке. Картину эту хочется назвать лебединою и вместе завещательною песнью великого художника... Поистине великого... После всех споров, какие о нем велись, после бешеных усилий сорвать с него венок этот эпитет особенно шепчется, усиленно шепчется.


   Сколько понимания, сколько верности! Конечно, все жившие в 1905-1906 годах в Петербурге скажут о картине: "Это -- так! Это -- верно!" Несут на плечах маньяка, с сумасшедшим выражением лица и потерявшего шапку. "До шапки ли тут, когда конституция". Лицо его не ясно в мысли, как именно у сумасшедшего, и видны только "глаза в одну точку" и расклокоченная борода. Это "назарей" революции, к шевелюре которого вообще никогда не притрагивались ножницы, бритва, гребенка и щетка. Умственная роль его небольшая: самого его несут на плечах, и он в свою очередь высоко держит над толпою "венок победы". Таким образом маньяк, как ему и следовало, вышел в простую деревянную подставку для плаката. Впереди всей процессии два гимназиста, и один не старше IV или V класса, но и другой, старший, ближайший к зрителю, тоже не VIII класса, а класса VI или VII. Кто видал массы гимназистов, не ошибется, взглянув на лицо, к которому классу относится "питомец школы". Два эти гимназиста и стоящий позади шестиклассника студент в фуражке, положивший ему руки на плечи, -- "инструктор" пения и идей -- какая это опера!! Боже, до чего все это -- так!!


   "Так было! Так мы все видели!"


   В первой же линии, прямо "в рот" зрителю, орет песню курсистка II или I (никак не IV) курса, в маленькой меховой шапочке, с копной волос, вся в черном. Она вся "в затмении" и ничего не видит, ничего не слышит. О, она вполне самостоятельна в свои 17 лет, и ничему не вторит, никому не подражает! Великий художник так ее и поставил, не связно ни с кем! Сложение ее рта (открыт, поет песню) и ее глаза -- да они рассказывают больше тома "Былого", они уясняют революцию лучше всяких "историй" о ней.


   Девочка совсем "закружилась"... В сущности, она "закружилась" своими 17 годами, но это "закружение возраста" слилось у нее с петербургским вихрем, в который она попала из провинции, приехав сюда только 1 1/2 года назад. И она сама не понимает, от возраста ли кричит, или от революции. Ей хорошо, о, как видно, что ей хорошо, что она вполне счастлива! И, ей-ей, для счастья юных я из 12 месяцев в году отдавал бы один революции. Русская масленица. Репин, не замечая сам того, нарисовал "масленицу русской революции", карнавал ее, полный безумия, цветов и блаженства.


   Позади ее -- еврей и еврейка, муж и жена; он, наверное, приват-доцент, а она имеет первого ребенка. У еврея -- тупо-сосредоточенное лицо. С первого взгляда кажется, что вот эти евреи, лица которых наиболее выписаны и "портретны", и являются "разумом" революции, все в ней подсказали и ко всему в ней повели. Но это только при первом взгляде. Гений художника все подсторожил и все высмотрел. Еврей -- совершенно тупой, и самая хитрость его (которая есть в лице) -- тоже тупая, которая, проиграв все "в целом", выиграла "на сегодняшний день". Несравненно хитрое и именно дальновидно-хитрое толстое военное лицо (правый край картины), почтительно приподнявшее фуражку перед "победившей" революцией... Это лицо -- подозрительное, сморщенное и презирающее. Приват же доцент имеет ума не больше, чем первокурсница впереди его, но он считает, рассчитывает, "умозаключает", и в этой сухой ученой работе он так же беспредельно наивен, как и 17-летняя девочка.


   Рядом с ним -- еврейка, блаженная о первом своем ребенке, чуть-чуть открыла белые зубы и тоже чуть-чуть склонила сентиментально голову. Она счастлива ребенком и революцией. "Мы всего достигли". Она не говорит и не может говорить. Она не поет, как и муж ее приват-доцент, сосредоточенно молчит. Впервые из картины Репина, столь разительно истинной по зарисованным лицам, я увидал, что "евреи в революции", в сущности, не ведут, а именно идут за сумасшедшими мальчиками, но подбавляют к их энтузиазму хитрую технику, ловкую конспирацию и мнимо-научную печатную литературу. В революции, как и везде, евреи не творцы. Творит, выдумывает и рвется вперед арийская кровь. Это она бурлит и крутит воду. А евреи -- "починщики часов", как и везде, с мелкоскопом в глазу, и рассматривают, и компилируют подробности, какой-нибудь "8-часовой день" и "организацию" забастовки.


   Такая же "без мысли" и поднявшая букет высоко кверху еврейка, лет 35, в середине толпы, в центре картины. Дальше "поднятого букета" она вообще ничего не думает. Она вся -- эффект, поза и единичный выкрик. Смотрите, у левого ее плеча чиновник в форме, тоже громко поющий песню "о ниспровержении правительства". Он начитался Щедрина, он вообще много читал, -- и лет 20 нес на плечах служебную лямку "20-го числа", которую в блаженный карнавал сбросил. Но еще лучше, в форменном пальто, чиновник лет 45, с крепко сжатыми губами и богомольно смотрящими вперед глазами! Вот лицо, полное уже мысли, веры, -- лицо прекрасное, хотя тоже немножко тупое! Он всю жизнь философствовал у себя в департаменте, он читал декабристов и о декабристах, он все ждал, "когда придет пора"... И вот пришла вожделенная "пора", конституция, -- и он внутренне молится и весь сосредоточен.


   Но посмотрите, какая разница в сосредоточенности у него и у еврея приват-доцента; они оба недалеки, но у еврея недалекость соскальзывает в счет, где он обнаруживает уже хитрость и умелость. Еврею есть дело до "сегодняшнего дня" и нет дела до России. Чиновник -- русский идеалист-патриот; это тот патриот, который ждал и не дождался реформ. И теперь "17 октября" в душе "служит молебен за будущее России". Роль еврея -- глупая и хитрая; роль чиновника -- наивная и благородная.


   И все это "усторожил" Репин и дал прочитать в своей картине! Гений.


   Позади еврея простолюдин-революционер, "распропагандированный" на митингах не более 9 месяцев назад. Это -- "быдло" революции, ее пушечное мясо. Он голодал до 17 октября, но, увы, и после 17 октября будет голодать. И наконец, позади его неоформленное лицо настоящегореволюционера, единственное "настоящее" лицо революции во всей картине: это террорист, самоубийца, маньяк, сумасшедший. Он все молчит, и до революции, и после революции. Молчит, молчит и потом убьет. А почему убил -- не скажет и даже едва ли знает.


   В середине -- благообразный старец с большой белой бородой. Это "общественный деятель", человек 60-х годов, "преданий Добролюбова" и "Современника". Лицо его -- и огорченное, и радующееся. Он 40 лет огорчался, а 17 октября возрадовался. Около него нарядная дама, его 40-летняя дочь, незамужняя, занимающаяся декадентством. В огромной шляпе и богатом пальто, с маленькими глазами и сухим ртом, она поет "лебединую песню" своего девичества, не замечая, что всю жизнь "осуждала" не столько старый порядок, сколько прискорбную личную судьбу.


   Это единственный не "масленный блин" в репинской картине.


   И еще еврей-студент, орущий во все горло (в центре, немного влево). Рот так раскрыт, что галка в него влетит. Хорош, недурненький, а какая мысль?!! Но взгляните на его металлический, внешний, холодный энтузиазм, особенно сравнив его тоже с орущими русскими студентами и гимназистами!.. Сколько в последних внутреннего тепла...


   Какая картина!.. Где ее видел Репин? Он собирательно все откладывал в душе впечатления. И выразил через 6 лет накопленные (задолго и до 17 октября) "ощупывания" лиц человеческих, фигур человеческих, душ человеческих.


   Да, это великий "щупальщик" существа человеческого, наш Репин. И уж кого он "пощупал" -- не спрячет души своей. Его картины -- и великолепная опера, и "тайное следствие" о том, что было и что есть на Руси. И по глубине и правде этого "следствия" -- поистине "страшно впасть в руки Репина". Страшно для живого человека подпасть под кисть его.


   Картину "17 октября" надо сопоставлять с "Мундирной Россией". Это знаменитый "Государственный Совет"... Одна другую поясняет!.. И как русская история становится понятна в этом сопоставлении!





В осаждённой Москве в 1812 г.  Для меня было откровением, что у Репина была такая серия. Для меня всё перекрывает В.В. Верещагин.

Самосожжение Гоголя


Прокурор Сергиенко



Керенский.

Вот тут уже виден упадок художника. Правда, ему уже и возраст наступал на пятки....








Академик Павлов. А вот Нестеров получил госпремию за портрет этого героя....



Галлен-Каллела.


При этом, мысли о возвращении у него всё таки были, о чём честно на выставке было сказано. Более того, свои Пенаты он завещал СПб Академии Художеств.



Скульптор М.П. Оленин


Прометей


Раненый (в каТчестве натурщика - Чуковский)


Первая часть экспозиции начинается с самой несчастной картины Репина. Всё пересказывать не буду - слишком известно.

Портрет первой жены Веры (отдых)

Стрекоза - Вера младшая (зато - старшпя дочь). Потом были дочь Надя, сын Юра - будущий художник и дочь Таня. Вот гады, надо было младшенькую Любой назвать.




Вера-младшая

Белорус




Как там в анекдоте? "Только перед скорыми поездами пашет".






Дипломная работа и эскизами.

Василий Ефимович, брат художника, музыкант.










художник Панов

Вера Шевцова - первая жена




Юра, Вера, Надя







Продавец новостей в Париже





Еврей на молитве



Я как-то за давностью прочтения запамятовала, что "Бурлаки" - картина заказная. Причём, заказана она была, когда Репин ещё учился. И заказал не больше, не меньше - В. кн. Владимир, которому принадлежал нынешний "дом учёных". Помню только, что Репин в своих мемуарах рассказывал, как безбожно тогрговался с этим Великим князем, уверяя, что Третьяков обещает больше. А потом заказчик жаловался, что почти не видит у себя работы, так как она постоянно колесит по выставкам.



















В волостном правлени






















Генерал Драгомиров, украинский губернатор, как выясняется, был натурщиком для атамана


Генеральская дочка


Печорский монастырь.



Зная о моём намерении пойти на выставку, моя стоматолог поведала мне историю о своём, когда-то маленьком, сынке. Когда мальчику было 3 года (что там было про 6+?), где-то в середине 2000-х годов, его потащили на детские занятия в Русский музей. Увидев этот шедевр, он на весь заявил на какого-то персоонажа "Я зхнаю, кто это - это наш предизент Владимир Владимирович Путин!". Занавес. Вот я долго пыталась понять, кого ж он имел ввиду. Кроме как Победоносцева (картинка ниже), я не до кого не додумалась. Но не уверена, фиг знает этих мелких, что у них там в голове.
Subscribe

  • Выборы - выборы....

    Год прошёл и появился новый информационный повод в очередной раз вспомнить злобную цитату из "Дня выборов". На этот раз в новостях сообщили о том,…

  • Елагин дворец

    Недавно после четырёхлетней реставрации открылся Елагиноостровский дворец. Мы воспользовались этим как поводом и пошли туда на экскурсию. Сразу…

  • Градозащита хренова

    Из серии «Что вижу, то пою». Иду давеча по Левашовском проспекту. И с грустью смотрю на территорию бывшего Левашовского хлебозавода.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments