liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Categories:

музей хлеба

Пару недель назад мне по работе довелось побывать с экскурсией на экспозиции нового здания Музея хлеба на ул. Михайлова 2, рядом с пл. Ленина. Раньше мне по случаю приходилось бывать на их старой экспозиции на верхотуре какого-то бизнес-центра на Лиговке. Потом была уже в новом здании - пару лет назад - когда они только закончили реставрацию своего особнячка, но экспозиции там ещё и близко не лежало. Теперь вот настал черёд и новой экспозиции. О чём, наконец, и докладаюсь.

Ну, вот, собственно, и особнячок. Что приятно - с деревянным вторым этажом и колоритной печной трубой.

Но, для начала - пару слов об истории. Музей хлеба - организация относительно молодая (свякие конторки типа "музея эмоций" за музеи я не считаю). Он был основан в 1988 году при объединении "Ленхлебпром". Где он располагался в это время, честно говоря, я не знаю, а на сайте об этом мне не удолось найти информацию. В постсоветское время музей перешёл в ведение Комитета по Культуре при Правительстве СПб. И в какой то момент обосновался в бизнес-центре напротив тогда ещё сущесвовавшей "ямы у Московского вокзала". Где мне и приходилось бывать. Потом бизнесу и бюджетной культуре стало тесно под одной крышей, город выделил для музея симпатичное отдельное здание, преварительно выселив оттуда суд. И начались хлопотные для любого хозяйства ремонты-переезды.


Входная зона. Жернова на фоне росписей.


В первом зале небольшой рассказ об истории особнячка. Коротеничко (минут на 40) пересказываю: дом пренадлежал купцу И.А. Пастухову (чуть ли не хлебом торговавшему). Не подолёку у хояина находились и его склады. Дом построен по проекту архитектора М.А. Ливена в 1827 - 1829 гг.

Первый зал экспозиции рассказывает о роли хлеба в культуре славян. На первый взгляд эта часть экспозиции дублирует этнографический музей и многие малые краеведческие музеи. Но тут надо отдать должное методистам и экскурсоводам музея хдеба. Экскурсию я слушала почти что с открытым ртом. И уж точно развесив уши. С одной стороны, вроде, ничего нового и необычного. Идёт нормальный исторический рассказ о сельскохозяйственных и солнечных циклах. Показаны обычные и распростанённые предметы крестьянской кухонной утвари. При этом выясняется, что всем известная русская печь - явление достаточно позднее. Чуть ли не 18 века. Чуть ли - потому что боюсь наврать - пишу статью много времени спустя после экскурсии. Что "современный" (то есть всем известный) облик песь приняла только с появлением дымохода, а до этого топилпсь "по чёрному". Видимо, отсюда происходит прямо значение выражение "дым коромыслом".


А заодно идёт подробный рассказ о том, что современный тип готовки совершенно не равен типу преготовления на печи. Так как современнвя плита варит или жарит. А печка томит. В плите идёт нагрев снизу, а в печке - с боков. Как в микроволновке, но долго. И ингридиенты в горшок кладутся одновременно, а на каждый по отдельности. Возможно ли это с супом, не знаю. Горшков , как и кастрюль должно быть много и разных. Для каждого горшка - свой ухват, что б горшки ставить в специальные ниши в печ, где еда томится.
А параллельно идёт прозрачный намёк на особо трудную долю женщину в деревне. Вот встанет хозяйка раньше всех, печь натопит, поставит еду ТОМИТЬСЯ, и уйдёт со всеми в роле. И поработает со всеми на равны И вернётся со всеми. Зато, к возвращению семьи с тяжёлой работы еда всех уже готова и - тёплая.

Немного фоточек с экспозиции первого зала, без кометариев. 












Собственнло, многочисленная кухонная утварь.






А во втором зале специфика музея начинает проявляться во всей красе. Причём, специфика историческая, а не этнографическая. Зал начинается с карты России, на которой обозначены маршруты оптовой перевозки зерна и прежде всего - снабжения Петербурга. Естественно, ввиду слабого развития сети железных дорог основной транспортной артерией была Волга. И с юга хлеб доставлялся вверх, против течения - на север. Говорится о Макарьевской ярмарке и о Хлебной бирже в Рыбинске (в здании Биржи в Рыбинске сейчас, кстати, открыт городской музей, и - весьма хороший).
Как видите, карта снабжена фотографиями. На одной из них по гастилу к барже идут "крючники", которые грузчики. Старое название ремесла происходит от слова "крюк". А на крюках на спине крепились мешки, которые нужно было перетаскать.



А на фото ниже - вариации на тему "Бурлаков". При нажатии на сенсорный экран с изображением известной картины кржые персоонаж оживает, отделяется из упряжки и начинает рассказывать свю историю. Он говорит о том, кто он такой, чем занимается, и какова лично его роль в упляжи. Бурлаки, кстати, запрягались по типу лошадей. Первый, конечно, сильный, но не самый сильный. Его задача как у коренной лошади в тройке - задавать направление. И, так как бурлак - работа сезонная и очень тяжёлая, она весьма неплохо оплачивалась. Кстати (вот это я уже знала и до музея, но тут уж сказывается то, что я верховья Волги ивдела сама), сейчас это сложно себе представить, но бурлаки начинали работать уже после Рыбинска.




Схемы нескольких водных путей от Рыбинска до Питера (Марфо-Мариинская, Тихвинская и Вышневолоцкая водные системы) и подробным рассказом про них.


Очередные 5 копеек к теме "России, которую мы потеряли" и прочим "вальсам Шуберта". Вот уж могучий интернет - буквально за пару дней до этой экскурсии мне попадались на его просторах фотографии (правда, другие) ЖЕНСКИХ бурлацких артелей. Из-за обещей женской слабости, их численность должна быть на треть больше мужских.








Следдующий зал - самый интерактивный. Он рассказывает о хлебзаводах. О технологиях и из разнице. О том, сколько в советское время было хлебзаводов, когда и как они строились и где располагались. О том, в чём разница между горизонтальным и вертикальным типом производства. И всё это тем нагляднее, что вся эта радость действует.















Карта расположения хлебзавоодов Ленинграда. Кстати, статистика производства тоже озвучивалась.






Поднимаемся на второй - деревянный этаж дома. Лестница тоже тематически украшена.





Экспозиция второго этажа начинается с организации хлебопечения в императорском Петербурге. Рассказывалось о том, что сперва основную монополию на булочные держали немцы. У них были свои стандарты и свои рецепты. Продукт там проверенный, качестенный и по-дороже. Так же хлеб можно было прикупись у русских, в мелочных лавках. Но там могли и сжульничать. А были и всякие разносчики-лоточники. И все описываемые персоонажи, естественно, представлены.



Так же рассказывалось и о системе общепита. О том, что обедать в ресторанах было принято в намного бОльшей степени, чем теперь. И это было дешевле. Так как бОльшая часть сдавалась в наём. Кстати, и тут проявилась старая бытовая дискриминация женщин. В кондитерские женщины могли ходить поодиночке и парами, т.е. сами, а вот в рестораны - фиг. Поэтому в кондитерских предлогали на только сладости.





Над каждой лавкой - свой отличительный знак.















Следующий зал посвящён послереволюционному периоду. Фабрикам-кухням, освобождению женщин от кухонного рабства (блин, какая актуальная мечта)




Забытые примцсы, керосинки и т.п.









Ну и куда ж без Войны.







И последний зал - о ленинградсикх кафе, рок-клубах и т.п. И про "фишки" каждого из кафе.























Собственно, сюжет про женщин и кондитерские.


И что в итоге? Музей мне очень понравился. Но идти туда нкжно ТОЛЬКО в составе огранизованной группы. По крайней для первого раза. Без этого всех его фишек понять будет сложно.  Подробности тут http://muzei-xleb.ru
А далее - несколько фоточек бкз текста.





Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О празднике Покрова

    На этой неделе отмечался великий праздник Покрова Богородицы. Праздник очень почитаемый и любимый. Но вот что интересно. В…

  • Бонд. Джеймс Бонд.

    Итак. Бытовой отчёт о популярном кино. Не, я не гордая. Я хожу и на такое. Причём, Бондиана мне нравилась всегда. Фигня, ахинея редкостная. Но зато -…

  • Трудности перевода или борьба за чистоту языка?

    Рассеянность — наше всё. Забыла сегодня на работе маски. А ехать надо. Когда начался карантин, в метро поустонавливали автоматы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments