liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Category:

Осень русского средневековья

А вот на эту http://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/the-fall-of-the-russian-middle-ages/ выставку идти и можн ои нужно. Особенно маниАкам. Выставка икон и других предметов православного культа из фондов Русского музея. Она будет открыта до 13 мая.





Для русской культуры XVII века, начавшегося смутным временем и завершившегося петровскими преобразованиями, свойственно нарастание индивидуального, личностного начала,  появление в иконописи черт иллюзионизма, усиление связей между живописью и иконописью, большой интерес ко всему западноевропейскому, небывалое внимание к детализированному мелочному письму.

Зритель сможет познакомиться с основными явлениями художественной жизни XVII века, узнать о развитии разных центров. При взгляде на роскошно оформленные напрестольные Евангелия, драгоценные, с рубинами, алмазами и изумрудами, оклады икон, недосягаемые по мастерству исполнения памятники иконописи, трудно поверить, что XVII век — это не только небывалый расцвет, но, вместе с тем, пышный закат средневековой культуры.






Одна из ярчайших примет своеобразия иконописи XVII века — это исключительное обилие имен. От XVII века до нас дошли сотни подписных икон и произведений декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены иконы кисти Симона Ушакова, Прокопия Чирина, Никифора Савина, Тихона Филатьева, Кирилла Уланова, Никиты Павловца, произведения лицевого шитья, исполненные в мастерских Анны Ивановны Строгановой, царицы Евдокии Лукьяновны, боярыни Анны Ильиничны Морозовой, работы ювелиров Андрея Бланкенстена, Ивана Юркина и других мастеров.








Вот такого типа иконы характерны только для 17 века. Богородица с предстоящими. А предстоящих - легион.



Верхняя икона - Богоматерь и ростовские чудотворцы. Ниже слева - Избранные святые из Нижнего. Ниже справа - святые ярославские князья Фёдор, Давид и Константин. П технике - стандартная икона. Дерево, темпера. При этом на этикетке приписка "Икона спилок". Что сие означает, не знаю, найти инфу сходу я так и не смогла.











Иконы специально расчищены не полностью, что бы было видно, какой она была "изначально". Бум интереса к русской иконе в обществе начался в 19 веке, когда научились снимать олифу - старинный, древний, натуральный сорт лака, который достаточно быстро темнеет и придаёт иконам мрачноватый колорит. Именно тогда стало ясно, что средневековье не такое уж тёмное и мрачное, как было ранее принято думать.



Прицнали убиенного царевича? Пелена выполнена в Сольвычегодска, в строгановких мастерских. Ниже - оборот.




Старообряжческий Ярославский Никола. Большеголовый....





В следующем, маленьком, зале (всего их три) показаны новейшие для 17 века веяния. Попытки темперой повторять новомодную европейскую масляную живопись. Уже объём добивается не более тёмными тонами, а тенью. Что бы там про культурные реформы Петра Первого, но Московский то Кремль действительно строили итальяшки, а в Москве существовала "немецкая" слобода. Соответственно, про европейские веяния в Москве знали прекрасно. И даже кое-что заимствоали.





Деисус. Георгий Зиновьев с учеником Фёдором. Первые подписные иконы - по "фэн-шую" то, что сделано для Бога, должно быть анонимно. На этикетках так же указываются имена реставраторов и года реставрации.




Немного о  знаменитов Симоне https://ru.wikipedia.org/wiki/Ушаков,_Симон_Фёдорович


Спас Нерукотворный тоже работы Симона. Уже вполне себе европейская по своему виду живопИсь. А по технике ещё темпера и дерево. Вот работать маслом в России начали именно при Петре.









Немного об авторе иконы ниже http://rusico.indrik.ru/artists/u/uhtomskiy_ff/index.shtml


А вот это уже "очей очарование". Узнаёте первоисточник? Нечто подобное я видела в Ферапонтове (коллекция Кирило-Белозерского музея-заповедника).



Сюжет Сошествия, между прочим, отсутстует в официальных Евангелях, а изветно только по апокфиру Евангелия от Никадима.










Такие деколативные иконы хпарактерны для конца 17 века. От былой строгости ничего не осталось. Одно сплошное украшательство.





















По-моему фоном для Распятия изображён московский Кремль






А вот такой тип иконы я увидела впервые. А вот Спас в силах очень распространён



И иког=на Евхаристия более чем необычна













Деревяшечки - моя слабость.


















Чудо о Флоре и Лавре - любимая и важная крестьянская тема. https://ru.wikipedia.org/wiki/Флор_и_Лавр
















Мне одной кажется, что это - гандбол?





















































Видение Пономаря Тарасия - вариант Апокалипсиса - я видела в Новгородском музее.





Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments