liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Category:

Резиденция князя Андрея

Вот как вы думаете, каково времени постройка перед вами? И - каково её назначение?

Мысль первая и верная - храм Божий. А вот дальше начинаются варианты. Почему храм и колокольня выстроены в разных стилях и, более того, зачем такая странная - верхняя - галерейка из колокольни к храму? Почему у колокольни два верхних яруса сделаны в том же стиле, что и храм, а первый ярус и галерейка - в другом? Разница видна даже в материале.



Думаю, большинсто моих знакомых ответ знают: это то, чт осталось от резиденции князя Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. После археологических и прочих исследований художник Сергей Заграевский https://ru.wikipedia.org/wiki/Заграевский,_Сергей_Вольфгангович выдал вот такую реконструкцию этого комплекса


Из серии "найдите 10 отличий".

Кто помнит, при каких обстоятельствах был основан город Боголюбово (который сейчас является окраиной Владимира)? Князь Андрей - первый из древнерусских князей, для кого Киевкое княжение перестало быть "голубой мечтой идиота". Он ослушался своего отца - Юрия Долгорукого, бывшего в то время Киевским князем и надеявшегося передать киевский трон старшему сыну - и самовольно уехал в свою "вотчину" - северо-восточную Русь. Для этого каким то образом украл у киевлян почитаемую (приписываемую самому евангелисту Луке) византийскую икону "Владимирскую" Божьей матери.


При этом, что удивительно, князь Андрей решил устроить свою резиденцию не в крупном почти столичном Суздале или даже не в Ростове, а в относительно захолустном и почти пограничном по тем временам Владимире. Есть точка зрения, что князю Андрею это понадобилось для усиления своей власти, так как во Владмимре не было сильного и наглого боярства, а простолюдины, наоборот, порадовались повышению статуса их города. По легенде, исходящей от самго князя Андрея, его лошади чуть не доезжая Владимира встали и категорически отказались идтить дальше.

Внутри храма - археологические раскопки пола. Оставлены специально для ознакомления туристов.

Князь Андрей велел разбить полевой лагерь на ночлег. И ночью ему во сне явилась Богородица и заявила, что её икону нужно оставить на этом месте. Там князь Андрей и основал свою резиденцию. И повелел написать ещё один образ Богородицы, вошедшей в историю под названием Боголюбской. Она на фото ниже. Мне, увы, не довелось увидеть оригинал иконы - когда я оказалась в Боголюбове, икона находилась на реставрации в центре Грабаря. А "Владимирской" иконе довелось попутешестовать ещё раз. В 1395 году сын Дмитрия Донского московский Великий князь Василий Первый ожидал нашествия на Русь очередного монгола - Тамерлана. И, что бы уберечь святыню, а заодно и повысить авторитет Москвы, забрал икону в Москву. А что б владимирцы не переживалт, заказал Анрею Рублёву копию, оставленную во Владимире. Сейчас икона находится . Третьяковской галерее.




Немного об археооге https://ru.wikipedia.org/wiki/Воронин,_Николай_Николаевич



А теперь, под самый конец - рассказ о гибели князя по версии историка Костомарова:
"Властолюбивый князь, игзнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами через своих посадников и тиунов и по произволу казнил смертью всякого, кого хотел. Ужасные варварства, собщаемые летописями об епископе Феодоре, его любимце, достаточно бросают мрачную тень на эпоху Андрева княжения, если бы даже половина того, чтО рассказывалось, была правдв. Андрей, как видно, час от часу становился всё более и более жестоким. Он постоянно жил в селе Боголюбове; там и постиг его конец. Был к него любимый слуг Яким Кучкович. Князь приказал казнить его брата. Яким стал говорить своим приятелям: "Сегодня того, другого казнил, а завтра казнит и нас: раздеаемсяка с этим князем!" В пятницу, 28 юня 1175 года, собрался совет в доме Кучкова, зятя Петра. Было там человек 20 и в числе и ключник Андрея Амбал, родом ясин (кабардинец), и еврей Ефрем Моизич. Замечательно (как вообще черта подобных людей), что прближнными Андрея были иноземцы: чувствуя, что свои имеют повод не любить его, он, конечно, думал обезопасить себя этим средством - и ошибся. на совете порешили убить князя в эту же ночь. Андрей, по известию одной летописи, спал один, заперши дверь, а по другим, близ него находился кащей (мальчик). Заговорщики, отправляясь на дело, зашли прежде в медушку (погреб), напились для смелости вина и потом направились к ложнице Андея.
"Господине, господине!" - сказал один, толкаясь в дверь.
"Кто там?" - откликнулся Андрей.
"Прокопий", - отвечали ему. Прокопий был верный слуга Андрея.
"нет, паробче, ты не Прокопий",  ответил, догадавшись, Андрей и бросился искать меча. Был у него меч св. Бориса, которому он приписывал очобую силу, но меча при нём не оказалось: Амбал-ключник заренее унёс его.



Заговорщики выломали дверь и бросились на Анлрея. Князь был силён, начал бороться с ними. Впотьмах убийцы ранили одного из своих, но потом, различивши князя, поражали его мечами, саблями и кольями. Думая, что уже покончили с ним, они ушли, но князь, собравши последние силц, выскочил за ними, спустился с лестницы и спрятался под сени. Убийцы услышали его стоны.

"Князь сошёл с сеней вниз", - закричал один.
"Посмотрим", сказали другие и просились назад в ложницу. Князя там не было.
"Мы погибли, - закричали они, - скорее, скорее кщите его!".



Зажгли поспешно свечи и по следам кроуви на лестнице нашли князя: он сидел, прижавшись за лестничным столбом, и молился.
Пётр Кучкович отсёк ему правую руку. Князь успел проговорить: "Господи, в руки твои передаю дух млй!" - и окончил жизнь.

Уже рассветало. Убийцы нашли Прокопия, княжеского любимца и убили его. Отуда опять взошли они в сени, набрали золота, драгоценных каменй, жемчуга, разного имущества и отправили, взоложиши на приготовленных и соумышленниками коней, а сами, надев на себя княжеское вооружение, собрали своих. "Что, - говорили они, - если на нас придё дружина владимирская?". "Пошлём во Владимир", порешили злоумышленники.

Они послали к владимирцам, извещали  случившемся и велели сказать: "Если кто из вас что-нибудь помыслит на нас, то мы с теми покончим. Не у нас одних была дума; и ваши есть в одной думе с наим".
Владимирцы отвечали% "Кто с вами в думе, тот с вами пусть и будет, а наше дело сторона".


Весь дом Адрея был разграблен. Так поступали собразно с тогдашним обычаям и понятиям. Имущество казнённого общеюволею всё отдвалось на "поток и разграбление". Обнажённое тело князя было выброшено в огород.

Был между слугами князя один киевлянин Кузьмище. Узнавши, что князь убит, он ходил и спрашивал то того, то другого: «Где мой господин?» Ему отвечали: «Вон там в огороде лежит, да не смей его трогать. Это тебе все говорят; хотим его бросить собакам. А кто приберет его, тот наш враг и того убьем».

Но Кузьмище не испугался угроз, нашел тело князя и начал голосить над ним. К нему шел Амбал.

«Амбал, враг,— закричал, завидевши его, Кузьмище,— сбрось ковер или чтонибудь — постлать или чемнибудь прикрыть нашего господина!»

«Прочь,— сказал Амбал,— мы его выбросим псам». «Ах ты еретик,— воскликнул Кузьмище,— как псам выбросить? А помнишь ли, жид, в каком платье ты пришел сюда? Ты весь в бархате стоишь, а князь лежит голый! Сделай же милость, брось чтонибудь».

Амбал бросил ему ковер и корзно (верхний плащ). Кузьмище обернул ими тело убитого и пошел в церковь.

«Отоприте божницу!» — сказал Кузьмище людям, которых там встретил. Эти люди были уже на радости пьяны. Они отвечали: «Брось его тут в притворе.Вот нашел еще себе печаль с ним!»

Кузьмище положил тело в притворе, покрыв его корзном, и причитывал над ним так:

«Уже, господине, тебя твои паробки не знают, а прежде, бывало, гость придет из Царьграда или из иных сторон русской земли, а то хоть и латинин, христианин ли, поганый, ты, бывало, скажешь: поведите его в церковь и на полаты, пусть видят все истинное христианство и крестятся; и болгары, и жиды, и всякая погань — все, видевшие славу Божию и церковное украшение, плачут о тебе; а эти не велят тебя в церкви положить».



Тело Андрея лежало два дня и две ночи в притворе. Духовенство не решалось отпереть церковь и совершать над ним панихиды. На третий день пришел игумен монастыря Козьмы и Дамиана, обратился к боголюбским клирошанам и говорил:

«Долго ли нам смотреть на старейших игуменов? Долго ли этому князю так лежать? Отомкните божницу, я отпою его; вложим его в гроб, пусть лежит здесь, пока злоба перестанет: тогда приедут из Владимира и понесут его туда».

По совету его, отперли церковь, положили тело в каменный гроб, пропели над ним панихиду. Этому, как видно, никто уже не мешал.

Между тем оказалось, что убийцы совершили поступок, угодный очень многим. Правление Андрея было ненавидимо. Народ, услыхавши, что его убили, бросился не на убийц, а напротив, стал продолжать начатое ими. Боголюбцы разграбили весь княжий дом, в котором накоплено было золота, серебра, дорогих одежд, перебили его детских и мечников (посыльных и стражу), досталось и мастерам, которых собирал Андрей, заказывая им работу.

Грабеж происходил и во Владимире, но там одно духовное лицо, по имени Микулица (быть может, тот самый поп Никола, который помог в 1155 году Андрею похитить в Вышгороде икону Богородицы), в ризах прошел по городу с чудотворною иконою; это произвело такое впечатление, что волнение улеглось. Весть об убиении Андрея скоро разошлась по земле: везде народ волновался, нападал на княжеских посадников и тиунов, которые всем омерзели способами своего управления; их дома ограбили, а иных и убили.

Не ранее как через шесть дней после смерти князя, владимирцы, как бы опомнившись, порешили привезти тело убитого. 5 июля они отправили игумена Богородицкого монастыря Феодула с деместником (уставщиком) Лукою и с носильщиками за телом в Боголюбово, а Микулице сказали: «Собери всех попов, облачитесь в ризы, станьте с образом Богородицы перед Серебряными воротами и ждите князя!» Серебряными воротами назывались те ворога города, которые выходили на дорогу в Боголюбово; с противоположной стороны были Золотые ворота.



Народная толпа вышла из города. Когда похоронное шествие стало приближаться, показалось княжеское знамя, послышалось погребальное пение, тогда злоба уступила место печали; вспомнили, что за умершим были не одни дурные дела, но были и добрые, вспомнили его усердие к храмам и оплакивали князя.

Его погребли в церкви Св. Богородицы. Несомненно, что ненависть к Андрею не была уделом одной незначительной партии, но была разделяема народом. Иначе нельзя объяснить того обстоятельства, что тело князя оставалось непогребенным целую неделю, и народ, услыхавши о насильственной смерти своего князя, обратился не на убийц его, а на его доверенных и слуг. Но, с другой стороны, если поступки этого князя, руководимого безмерным властолюбием, возбудили к себе злобу народа, то всетаки его деятельность в своем основании согласовалась с духом и характером той земли, которой он был правителем. Это всего яснее можно видеть из последующих событий и всей истории ростовскосуздальского края до самого татарского нашествия."

Вот так наши историки описывют сятого князя. А владимирды до сих пор любят больше младшего брата Андрея - следующего владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Князь был канонизирован Русской православной церковью около 1702 года в лике благоверного. Зачем?!? В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства


Николай Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии.







Собор Боголюбской иконы Божьей матери, 1880-х годов постройки. Архитектор - Тон, ни больше, ни меньше. Монастырь женский, и по современным меркам - один из самых больших в России. Монахини водят экскурсии. Но рассказывают странное. Временами.
Tags: #Андрей Боголюбский, #Боголюбово
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments