liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Categories:

Классики и современники. Шафран-не-пряность

Вот приходилось ли Вам видеть такого Ленина? Или такого? Но второй хоть как то известен. А вот превый..



Мне бы сейчас хотелось поднять вопрос об одном необычном и незаслуженно забытом портрете В.И. Ленина, с которого, наверно, можно начинать отсчёт официальной Ленинианы. Речь идёт о портрете В.И. Ленина, сделанном художником М.Л. Шафраном 25 октября 1917 года. Оригинал этого рисунка в советское время находился в Москве, в ЦМЛ. Сейчас, видимо, в Историческом музее. Копия с этого рисунка находится в экспозиции нашего музея. Ценность этого рисунка не только в дате, но и в том, что это ЕДИНСТВЕННОЕ прижизненное изображение Ленина без бороды и усов

Перед Вами ещё раз рисунок, датируемый 25 октября 1917 и фотография Владимира Ильича лета того же года, как раз на документы рабочего Сестрорецкого завода. Такое впечатление, что если это и один человек, то между этими двумя изображениями несколько лет. Либо действительно изображены разные люди и М.Л. Шафран принял за В.И. Ленина кого-то похожего. (Это вполне возможно, так как Ленина то мало кто знал в лицо, известно даже, что за Ленина как то официальне органы летом 1917 года приняли за Ленина его зятя Елизарова)  Либо же и сам художник фантазирует, т.к. не известно, что он делал в Смольном в дни Революции и никаких других (кроме рисунка) подтверждений пребывания его в гуще событий не известно.

Так же возникают проблемы и с иконографией этого периода жизни Вождя и с жизнью автора портрета.Казалось бы, сюжет о сбритой бороде и появлении у В.И. Ленина парика никогда властью не скрывался. Фотография рабочего Сестрорецкого завода Иванова тоже известна, если не сказать растиражирована. При этом из художественного осмысления образа вождя революции эта тема исчезла. Более того, официальные пропагандистские структуры (ЦМЛ, Музей Революции и др.) покупали картины, иллюстрирующие последнее подполье, где Владимир Ильич изображён с бородой. Даже у самого известного представителя Ленинианы И.И. Бродского на всех картинах «про Ленина и Смольный» Владимир Ильич изображён с бородой.


Для примера выставлю картинку известнейшего пейзажиста Рылова "Ленин в Разливе" заказанная самим Ленсоветом, и официально принятая. И Ленин тут с бородой



На данный момент мне известно два изображения В.И. Ленина без бороды: то, с которого начинался данный рассказ и рисунок пером того же М.Л. Шафрана который выставлен в музее-квартире Аллилуевых на 10-Советской 17. Я пыталась выяснить с чем связано данное противоречие в советском изобразительном искусстве. И столкнулась с ещё одной необъяснимой вещью. М.Л. Шафран был добротным профессионалом – в 1914 он закончил Академию Художеств. На революцию и первые годы Советской власти приходится взлёт его карьеры.  В первые годы  нов
ой власти распределял госзаказы, заказы на украшение Петрограда к революционным праздникам. При этом о М.Л. Шафране мало что известно. И это не смотря на то, что его работы хранились в ЦМЛ и даже тиражировались: упомянутый мною рисунок был напечатан в монографии А.Н. Шефова «Образ В.И. Ленина в советском изобразительном искусстве.

Известно, что он родился в 1877 году, в селе Рыбацком под Полтавой. Первое художественное образование получил в Киевской рисовальной школе, где учился с перерывами с 1889 по 1902 гг. В 1904 году появился в Академии художеств. В личном деле студента Академими он проходил не как Марк Лазаревич, а как Мортка Лейверович. Окончить курс должен был в 1914 году. Но, из личного дела так и не понятно, получил он диплом или нет. Мало того, что личное дело в основном состоит из бесконечных прошений М.Л. Шафрана то о деньгах, то об академическом отпуске для заработка, поправки здоровья и помощи пожилым родителям, то просьбами о сопроводительных бумагах на выезд на этюды, все эти прошения сопровождались бесконечными жалобами на плохое здоровье (у студента «от бедности и петербургского климата» обнаружилась болезнь почек) и вполне естественные сложности от совмещения учёбы и подработок, которые отвлекали приезжего студента от «любимого искусства». И завершается личное дело шедевральным прошением на имя Её Высочества с просьбой выдать ему диплом на основании только работ по искусству, без сдачи общеобразовательных предметов, так как на них в такой ситуации у Шафрана не оставалось никаких сил. Ответ на это прошение был отрицательным. То есть, М.Л. Шафран должен был сдавать выпускные экзамены за курс на общих основаниях. Последовало второе, аналогичное,  прошение, ответа на которое в личном деле нет. Как нет и никаких указаний на то, сдал ли наш герой экзамены и получил ли диплом с присвоением какого-либо звания. Кстати, свои прошения Шафран подписывал как Марк Лазаревич, а ответы приходили на Мортку Лейверовича. После знакомства с этим документом у меня появились большие сомнения в профессионализме нашего героя. Другое дело, что и из состава студентов М.Л. Шафранатоже не отчисляли.


Когда М.Л. Шафран заканчивал учёбу, уже шла война. И, что бы не попасть на фронт, он снова отошёл от искусства и устроился работать на за
вод. К этому мы ещё вернёмся.

Живя и работая на Петроградской стороне, весной 1917 года он организовывал большевистские митинги в Цирке Модерн. Встречался с Л.Троцким, был вхож к А.В. Луначарскому. Имел возможность присутствовать 25 октября 1917 г. в Смольном, где сделал свой исторический рисунок. Делал и другие зарисовки с натуры, о которых упоминает в качестве доказательства своего присутствия в Смольном в тот день, их место нахождение не известно.  С 1918 года начал участвовать в выставках в Петрограде.

В дальнейшем занимался организацией художественной жизни Петрограда. Был одним из организаторов и первым председателем Первого профессионального трудового союза художников Петрограда. Почетным председателем Союза был выбран Алексей Максимович Пешков. В творческих союзах был причастен к распределению заказов на украшение Петрограда к первым праздникам новой власти: к Первомаю 1918 года, к Первой годовщине Революции. Для постоянного заработка вёл кружок рисования в Доме отдыха кондукторских бригад на станции Сортировка.

На этом все известные и доступные данные о М.Л. Шафране заканчиваются.

В Санкт-Петербургском Архиве Литературы и искусства находятся несколько документов, связанных с именем художника, например, НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ мемуары, в которых он упоминает о В.И. Ленине, А.В. Луначарском, Л.Д. Троцком и некоторых других деятелях того времени. Причём, в том, что касается нашей темы, эти воспоминания крайне неинформативны. Они имеют вид протокола заседания работников искусств от 23 декабря 1927 года. В то время со всех собирали всевозможные сведения о революции.

На этом заседании М.Л. Шафран рассказывал, как в 1915-1916 гг. уклоняясь от призыва пошёл на производство, что бы быть «на учёте». Завод этот назывался «Братская помощь», на нём производились походные кухни. Сперва М.Л. Шафран устроился туда чернорабочим, через две недели стал слесарем, а через месяц – старшим мастером. В этой части своего рассказа художник сделал явный реверанс эпохе, рассказывая о том, что пользовался уважением рабочих, узнал и понял их нужды и пришёл к большевизму. Параллельно художник работал в различных периодических изданиях: Дно, Петроградская газета, Русское слово и Киевская мысль, подписываясь псевдонимом "М.Ш.".

Следующий сюжет рассказа, взятый мною из упомянутого протокола,  как раз интересен для нас. Весной 1917 года художник отправил жену лечить воспаление лёгких в Финляндию. Возвращаясь от неё, участвовал во встрече В.И. Ленина и на одном поезде с ним приехал на Выборгский вокзал. М.Л. Шафран даже привёл в пример шутку своих тогдашних приятелей (имён он не назвал), что он де «привёз Ленина». Всентябре художник был всё таки мобилизован, записался в Трофейную комиссию, которая работала в Петропавловской крепости и устраивала там музей. Служба при этом не мешала Марку Лазаревичу продолжать тесное общение с партией.  Сам художник упоминал «документики», подтверждавшие его активное участие в деятельности ВКП(б) того времени, но никаких других свидетельств мне пока обнаружить не удалось. И где хранятся  эти  «документики» тоже не известно. Так же, художник упоминает о том, что он присутствовал в Смольном 25 октября 1917 года, в качестве аргумента - доказательства приводит рисунок, который послужил сегодня поводом для моего выступления. На этом рассказ в интересующей нас части заканчивается.

Дальнейшая жизнь художника для меня пока остаётся туманной. Его работ известно очень мало. В отделе эстампов РНБ есть два плаката с его акварелей: ударник Путиловского завода и портрет М.И. Калинина на полевых работах. Обе – начала 1930-х годов. Так же, в рукописном отделе, в фонде А.П. Остроумовой-Лебедевой вырезка из неизвестной газеты с карикатурой на защиту кандидатской диссертации её мужем, известным химиком. Есть уже упоминавшийся рисунок в нашем собрании. Так же была издана большая работа, изображающая цех Путиловского завода. И, в принципе, всё.

О работе М.Л. Шафрана вскользь упоминает в своих дневниках П.Н. Филонов. Упоминает в связи с тем, что тот замучил позированием какого то красного директора настолько, что этот последующий наотрез отказался позировать Филонову. Рассказывает о Шафране и Рылов. Но уже в нейтрально-положительном ключе, как о нервном человечке, писавшем портреты рабочих, распределявшем заказы и помогавшем художникам с мастерскими.

Так же, для меня остаётся неясным вопрос, почему мемуары М.Л. Шафрана, и другие его документы, находящиеся в ЦГАЛИ СПб, не оказались в Москве, т.к. Архив на Шпалерной был открыт только в 1968 году и документы умерших до войны классиков советского искусства находятся в Москве.

В московском же архиве хранятся 3 письма (одно И.И. Бродскому и одно К.С. Малевичу)  и один рисунок художника.




Tags: #000000
Subscribe

  • Мои котейки

    Для большинства моих знакомых уже не являются не секретом изменения моего семейного статуса. Но теперь мне хотелось бы похвастать новыми младшими…

  • Жанна Бровина в музее Царскосельская коллекция

    В субботу в музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка замечательного Ленинградского\Петербургского художника…

  • Маниачество бытовое

    Спасибо Ольге за такой презент. ГДР, возраст 40+, ещё немного и антиквариат. И вообще, вещь из несуществующей уже стране. Вот так и кочуют вещи.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments