liubov_zla

Categories:

Извара

Пару недель мне посчастливилось побывать в музее-усадьбе семьи Рерихов. Из серии «наконец». Николай Константинович Рерих — фигура удивительная для не только для русского искусства, но и вообще для русской культуры. Он — не только художник, но и философ. И, что особенно для меня важно — один из первых русских археологов. В то время — в конце 19 века — археология как наука только создавалась. Археологов нигде не готовили, а первыми исследователями были генерал Бранденбург и врач Иванковский.

Николай Константинович родился в семье известного петербургского нотариуса и общественного деятеля Константина Фёдоровича Рериха. Рерих старший в Петербурге был известен своей принципиальностью и неподкупностью. В Петербурге Рерихи жили на Васильевском острове. Кроме Николая в семье было ещё два сына и дочь. Николай получил среднее образование в знаменитой гимназии Карла Мая. После этого отец стал настаивать на том, что бы старший сын продолжил его дело и получил юридическое образование. 

Николай спорить не стал, но параллельно пошёл учиться в Академию Художеств. При это Рерих ещё успевал слушать университетские лекции по истории. И как то всё успевал совмещать. Юридический диплом художника был посвящён правовому положению художников в Древней Руси. Написанная же в семейной усадьбе «Извара» дипломная работа для Академии Художеств «Гонец» («Пошёл род на род») сразу же была приобретена П.Н. Третьяковым. 

Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. Многим любителям русских древностей известны курганы на Волхове, около Старой Ладоге. Тут и легенды о призвании варягов и Олегова могила и пр. Курганы есть и в других местах Ленинградской области. К примеру и в Гатчинском и Волосовском районах, где находится усадьба Извара. Под эгидой Русского археологического общества Рерих проводит раскопки вблизи своей усадьбы. 

Так же Рерих первым начал археологические раскопки в Новгороде, и, совместно с князем Путятиным обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае. Сейчас археологическая коллекция Рериха хранится в Эрмитаже.

Руины конюшни.
Руины конюшни.

Немного истории. С начала XVIII в. Изварой владели известные дворянские фамилии Шереметьевых, Трубецких, Салтыковых, Веймарнов и др. 

В 1872 г. усадьба была приобретена К.Ф. Рерихом – отцом художника. Семья Рерихов владела Изварой  с 1872 по 1900 г. В первом десятилетии ХХ века усадьба сменило несколько владельцев. В 1910-е гг. у последних хозяев имение было  приобретено Министерством Юстиции для Санкт-Петербургской детской  земледельческой колонии, архитектурный ансамбль которой (архитектор А.А.  Яковлев, 1916 г.) дополнил облик усадьбы. Тогда же была организована рыбная ферма.

После Войны в усадебном доме находился сельсовет.  А в 1984 году был организован музей. На удивление, не смотря а то, что музей создавался через много лет после смерти и Николая Константиновича и его сыновей, в музее есть 3 подлинных работы художника и несколько предметов мебели, происходящих из семьи. Дело в том, что как я уже упоминала, у Рериха было два младших брата и сестра, которые, кстати, не уезжали из Советской России. И уже их потомки, передали семье часть вещей, связанных с усадьбой.  

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с  лесистым поместьем … в сорока верстах от Гатчины…» - писал Николай  Константинович в листе дневника «Самое первое». Существует несколько  версий происхождения названия усадьбы – Извара. Название переводят как "iso" – "большой", "vaara" – "гора", т.е. большая гора, или "iso ( n ) vaara" – "отец-гора" или "гора отца" (фин.) Связывают его с множеством курганов в окрестностях усадьбы. 

Сам Н.К. Рерих считал, что название усадьбы имеет индийские корни: “…от индусского слова Исвара”, – писал он. (Ishvara – господь, всевышний (санскр.)). 

По легенде в 18 веке одним из соседних поместий владел некий индийский раджа, непонятно ка оказавшийся в России. 

Природа и старина окружали Рериха в Изваре в течение детства и  юности, именно здесь создавался «особый склад жизни», как определял этот  процесс сам Н.К. Рерих, об этом свидетельствует прекрасная статья «К природе», написанная Н. Рерихом  в 1901 г., вскоре после продажи имения. В ней он впервые анализирует  врожденное стремление человека к природе как «единственной дороге его  жизни»:

«Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше…». 

Законы мироздания открывались для юного Н. Рериха в Изваре: «Жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего». 

«В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как  стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты  полюбились эти рассказы», - писал Рерих. «Было и про  Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и  Глеба… Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о Полку  Игореве», была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия – Пересвет и  Ослябя. Были и Минин с Пожарским, был и Петр, и Суворов, и Кутузов… На  обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца  врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину:  «Не замай!»

«Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается великому народу  русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись богатыри на Руси», но  тогда же верили, что проснутся они в час сужденный Выйдут из гор, из  пещер и приложатся к строительству народному… Великому народу русскому  ничто не страшно. Все победит: и лед, и жару, и глад, и грозу. И будет  строить на диво…» (24 июня 1940 г.). 

С Изварой связан и еще один существенный аспект семейных традиций, имевший большое значение для становления мировоззрения художника. 

«Из нашей семейной хроники вспоминаются два эпизода, имеющие общее  значение. Около нашего имения лет 55 тому назад перед великим постом  сгорела церковь. Такое несчастье угрожало всей округе встретить без  храма и Страстную неделю, и светлый Христов Праздник. Чтобы не оставить  местных жителей без этой духовной радости, отец мой широко пришел на  помощь: пожертвовал одно из строений поместья с окружающею землею и в  течение шести недель усиленными трудами строение было преображено в  храм. Засияла колокольня, поспел иконостас, и в Вербное воскресенье было  поднятие креста и освящение храма…»

Второй эпизод относился ко времени Петра Первого: прапрадед Н.К. Рериха отказался уничтожать пригородную церковь в ходе военных действий «по его глубокой религиозности».

«Очевидно, по семейным традициям пришлось и мне, - пишет Н. Рерих, - неоднократно иметь неприятности по делу храмостроения и охранения древностей».

На выпускной выставке в Академии художеств картина «Гонец» была приобретена Третьяковым. Имя Николая Рериха  становится известным. Его очерки печатают в газетах и журналах, о  картинах говорят, спорят, он продолжает свою деятельность как признанный  ученый-археолог, его приглашают сотрудничать в Общество поощрения  художеств. Но в 1900 г. умирает отец…

Имение в Изваре продается. На деньги от продажи Н. Рерих едет во Францию. Учиться…  

Карьера Рериха после возвращения складывалась более чем удачно. Его работы хорошо продавались. Он стал преподавателем Школы поощрения художеств, в здании которой сейчас располагается ЛОСХ. 

Во время Октябрьской революции Рерих находился в Финляндии на лечении. Он принял решение не возвращаться в Советскую Россию, но всю жизнь поддерживал с родиной тесные связи. В СССР позднее вернулся один из сыновей художника. 

В музее на экскурсии подробно рассказывают и о судьбе самого художника, и о жизни его сыновей, и о более дальних членах семьи. Так же идёт речь и о Пакте Рериха, и об экспедиции в Тибет, и о литературном наследии. 

В конце умных слов — сайт музея для общей информации. Извара — то место, куда безусловно нужно съездить. Желательно — с экскурсией. Те, кто имеют возможность путешествовать на своей машине (добираться до усадьбы общественным транспортом крайне неудобно), могут заранее заказать экскурсию в самом музее. 

При музее существует очень симпатичная усадебная территория, на которой сейчас организован заповедник. Так что, будет где погулять, искупаться, и набрать родниковой минеральной воды. 

Общую формальную информацию можно найти тут. http://www.roerich-izvara.ru Кстати, для комментирования фотографий я активно пользовалась этим сайтом. 

Сейчас ситуация поменялась в худшую сторону, но при жизни у Н.К. Рериха был персональный зал в Русском музее.  

Кресло «рукавица» мастера Шутова было очень популярно в конце 19 века. Но, Рерих дизайн кресла не любил, отказывая ему во вкусе. 

Один зал усадьбы целиком посвящён археологии. В том числе и современной. 

Поднимаемся на второй этаж, в мастерскую художника. 

Одна из трёх подлинных работ Рериха в коллекции музея
Одна из трёх подлинных работ Рериха в коллекции музея


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded