liubov_zla

Categories:

Музей политической истории России

Космос. Скульптор М.Е. Абугов
Космос. Скульптор М.Е. Абугов


Вчера, пользуясь длительными выходными, сходила в музей политической истории России, который на Горьковской, в соседствующих особняках балерины Кшесинской и предпринимателя, занимавшегося лесозаготовками В.Э. Брандта. 

Несколько лет назад музей принципиально обновил экспозицию, я на ней была с экскурсией сразу после открытия, сейчас решила обновить впечатление, а заодно найти картину Эберлинга, изображающую первое советское правительство. Об этой картине мне рассказывали сотрудники театрального музея, и, с и слов, картина должна висеть на лестнице при входе. Но, видимо, её сняли при создании новой экспозиции.  

на первых фотографиях — временная выставка, посвящённая
на первых фотографиях — временная выставка, посвящённая

Вообще, сегодняшний музей Политической истории России — так же как и московский музей Современной истории России — странное явление. Прежде всего с точки зрения названия. Ну, как бэ, у нас вся основная история — политическая. И её нужно отсчитывать не от «Великих реформ царя Александра», а чуть ли не с призвания варягов. 

Естественно, объяснение этому есть. И, более того, и я сама знаю этому объяснение, и, большинство моих читателей как людям, родившимся «при Советах», это самое объяснение и известно и понятно. До августа 1991 года этот музей именовался музеем Революции. И в советское время этот музей был велик и почётен — основан в 1919 году будущими «старыми большевиками». 

То есть, временные рамки музея были очень строго заданы и чень логичны. Но, блин, новая то власть своей истории стесняется. Не, у нас, конечно, есть музей становления русской демократии им. Анатолия Собчака, расположенный, стати, в элитарнейшем месте. Но, блин. Кто ж в него ходит. Более того,  я не в курсе, кто этот музей спонсирует.  

Более того, напомню читающей общественности (вот тут уже мало кто помнит), что до 1949 года музей Революции располагался ни больше ни меньше в Зимнем Дворце. А в особняке Кшесинской в это время квартировалось общество Старых большевиков. 

И вот по этому великому историческому — действительно, великому — музею я недавно ходила. И вот что плохо. Без экскурсии там делать нечего абсолютно. Ввиду их специфики, выставляют они материал в основном плоскостной. Фотографии, документы, письма. А предметы быта, выставленные типа для наглядности (или не знаю, для чего ещё) выглядят на той экспозиции очень чужеродно. 

Одиночным посетителям нужно смотреть очень внимательно, вдумчиво. При этом, что ещё не понравилось: коллеги в основном выставляют копии в ущерб оригиналам. Конечно, это делается ради сохранности подлинников, но блин. При их то богатейших фондах смотреть на копии — скучно и тоскливо. 

Народу, кстати, в музее достаточно много. Но, судя по тому, что я слышала из обрывков разговоров, основной интерес передставляют тема репрессий и тема позднесоветского быта. Что, собственно, и логично. 

Короче, идти то в музей и можно и нужно. Но, не за один раз. Смотреть есть на что, но это нужно делать медленно, вдумчиво, и аккуратно. И, желательно, в в составе экскурсионной группы. Первый раз, по крайней мере. 

Переходу с выставки на основную экспозицию. 

Вот первый, после выставки, зал основной экспозици, для меня представлял наибольший интерес. Помимо прочего, в нём рассказывается и про создание музея и про первых сотрудников. 

1934 год, автор росписи — Чехонин
1934 год, автор росписи — Чехонин

Что ещё не понравилось принципиально: не все живописные произведения были проаннотированы. Вместо этикетов давались только ссылки на всякие интернет-путеводители типа Изи-тревела. А вот если у меня не стоит не телефоне это приложение? Выходит, я — рыжая? Или существо второго сорта?

Вот колхозница с поросёнком на фоне мозаики порадовали. 

Этот зал посвящён народовольцам и террору конца 19 века

Новый зал, посвящённый Первой революции и т.п. 

Война — наше всё. Но вот руководящей роли Партии таки ж нету. И это не смотря на то, что война то была в том числе и с большевизмом. 

Этого Серва прошу не путать с Серовом-великим-портретистом, учеником Репина

Есть в музее и небольшая экспозиция, посвящённая Кшесинской. Брандта таки ж обидели. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded