liubov_zla

Categories:

Тотьма. Обзорная экскурсия.


Заканчиваю Тотемский цикл архитектурным обзором. Надеюсь, мне удасться передать атмосферу этого симпатичного и когда-то богатого городка. 

Частично фотографии и информация будут повторять предыдущие статьи. Здесь мне важен именно общий обзор. 

Церковь Воскресения в Варницах 1743-1772 гг. постройки. (вот тут я уже вспомнила, что в телефоне есть фотоаппарат. Она расположена на Тотемских выселках и доехать туда проще всего на такси. Как работает в Тотьме общественный транспорт, но такси там основательно дешевле столичного и «безлошадным» туристам кататься на нанятой машине вполне по силам. А местным мужичкам — подспорье. 

Кроме церкви в Варницах больше смотреть не на что. Но, если кто-то смелый, и обладает временем, можно поузнавать про заброшенные солеварни — какие-то из них расположены где-то за Варницами. Но, меня таксист отговорил ввиду удалённости и небезопасности этого предприятия. 

Внутри храма должны быть остатки поздних — масляных росписей, но я не смогла найти приличный лаз внутрь, так что сама засвидетельствовать не могу. Внешне церковь похожа на Входоиерусалисмскую церковь, о которой уже шла речь в связи с Морским музеем. 

Церковь — двухэтажная с пристроенными трапезной и колокольней. 

Здание храма на Варницах строилось в два этапа. Нижнюю, зимнюю Никольскую церковь (без картушей) возвели в 1743-1750 годах на месте, где раньше стояли целых три деревянных храма. Верхнюю, двусветную летнюю церковь Воскресения Христова достроили к 1772-1775 годам, уже в стиле тотемского барокко.

 Вот как об этом пишет тотемский историк Д. А. Григоров: "В 1772 году вследствие прошения причта и прихожан благословляющей грамотою преосвященного Иоанна, епископа Великоустюжского и Тотемского, было разрешено вместо деревянной церкви в честь Воскресения Христова, пришедшей в крайнюю ветхость, построить каменную в то же наименование над тёплою каменою, что во имя святителя Николая, с каменным приделом к нижней церкви. В том же 1772 году, вследствие второго прошения прихожан, указом от 19 марта разрешено над папертью тёплой Николаевской церкви построить каменную колокольню. В 1775 году новопостроенный храм в верхнем этаже был освящён в честь Воскресения Христово".

Дальнейшие изменения в облике храма осуществлялись во многом на средства владельцев находившегося неподалёку солеваренного завода Кокоревых. В 1803 году церковь была покрыта железной кровлей; в 1847 году сделаны новый, видный издалека шпиль на колокольне и кресты на церковных главках. Очень много переделок производилось с западной стороны храма: прорубали и закладывали кирпичом стены, увеличивали высоту колокольни, укрепляли конструкцию здания - однако эффект от этих работ выразился в настоящее время в многочисленных трещинах, которые разумеется, не закладываются должным образом... Клейма на стенах церкви разнообразием форм не отличаются, однако они богато профилированы. Картуши на колокольне точно такие же, только крупнее размером и размещены вертикально. Интерес вызывают и ампирные главки, аналогов которым среди памятников тотемского барокко в настоящее время нет.

В советские годы были уничтожены навершие колокольни со шпилем и церковная ограда; в конце 1940-х годов храм горел. Впоследствии в здании размещались ремонтные мастерские совхоза "Тотемский". В 90-е годы прошлого века храм пытались восстановить, но работы ограничились возведением лесов и частичной покраской стен. В 2013-2014 годах проведены первичные консервационные работы.

Спасо-Преображенской собор 1623 - 1689 гг постройки. (Что-то больно долго, прям как в Европах там всяких)
Спасо-Преображенской собор 1623 - 1689 гг постройки. (Что-то больно долго, прям как в Европах там всяких)

Теперь — повтор фотографий действующего Спасо-Суморина монастыря, часть помещений которого занимает тотемский музей. Для православных важно, что в восстановленном Вознесенским собором сейчас покоятся мощи Феодосия Тотемского. 

Преподобный Феодосий жил в середине 16 века и известен своей подвижнической жизнью и собранием очень дорогих по тем временам (книгопечатание в России только начиналось, книги, уже бумажные, а не пергаментные, в основной массе были рукописными). 

Родился будущий святой в Вологде. До какого-то момента жил как все. Вырос, женился, родил дочь Марину. Со временем родители его умерли, жена тоже. Феодосий оставил имущество родне, им же поручил воспитание дочки и ушёл в Вологолский Спас-Прилуцкий монастырь. 

Позднее он занимался устройством разных Вологодских и Тотемских монастырей. 

Подвиги свои преподобный тщательно скрывал — только после его смерти выяснялось, что он носил вериги и власяницу.   

Скончался преподобный 15 января 1568 года, прожив в Спасо-Суморином монастыре последние 15 лет. 2 сентября 1796 года при реорганизации храма были найдены нетленные мощи святого.

Зимой они находились в Вознесенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клирома в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука.

Вознесенский собор
Вознесенский собор

17 апреля 1919 года мощи преподобного Феодосия были вскрыты в рамках кампании советской власти по «вскрытию мощей».  Вскоре монастырь был упразднён, и мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее. В 1988 году, к 1000 Крещения Руси, они были переданы Епархии и находились в Лазаревском храме Вологды. В 1994 году состоялось торжественное перенесение святых мощей в Тотьму, где они пребывали в раке в храме Рождества Христова. 

В Советское время в здании Преображенского собора располагался лесной техникум. В нем учился поэт Николай Рубцов. [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/objects/855/spaso-sumorin-muzhskoi-monastyr-v-totme-vologodskoi-obl ]

С Рубцовым в Тотьме связано ещё одно место — село Никольское. Там поэт родился. Но из Тотьмы в Никольское ходит автобус 2 раза в неделю. Ходит ли ещё какой-то транспорт — Бог знает.  

Повторюсь, что в Спас-Суморине монастыре был похоронен основатель Форта Росс Иван Кусков. Могила его, вроде как, должна быть воссоздана. Но я не видела. 

Теперь повторю свои сетования начала статей — разница в восстановлении церковного и музейного имущества заметна. Из серии «почувствуйте разницу». Вот почему на церковь есть деньги, а на музеи — нет?!?

Тотьма основана в 1137 году. Город расположен на левом берегу реки Сухона, в месте впадения в неё реки Песья Деньга, в 215 км от Вологды. Насаление сейчас меньше 10 000 человек. Википедия утверждает, «что близ города расположен также асфальто-бетонный завод. По территории Тотемского района проходит газопровод «Сияние Севера», потому развитие Тотьмы также тесно связано с газовой и нефтяной промышленностью». 

Может, это и так, но с асфальтом в городе явные проблемы. Так же как и всяческое развитие. В 2016 году денег и работы в городе явно не было, так же как и следов вредной промышленности. 

И вообще, Википедия явно приукрашивает Тотемскую действительность. Или же, народ по каким то причинам настолько забит, что не замечает имеющегося производства, городских праздников и пр. Да и общая мерзость запустения удручает. 

Типа Пёсья Деньга

Про первое месторасположение города есть исторические споры. Но, так или инАче, всю дорогу развитие города крутилось вокруг добычи соли. Понятно, что основные боевые действия средневековой России не затронули этот край, но в 1539—1541 годах город подвергся крупному разорению казанских татар. Как их на север занесло, не знаю. 

Судя по всему, именно в период после ухода казанцев развернулось строительство укреплённого острога на самом высоком из прибрежных холмов левого берега Сухоны. Тотемская крепость-острог была мощным оборонительным сооружением, отразившим нападение беглого отряда поляков в Смутное время, который однако разграбил местные варницы. 

Сейчас о крепости не напоминает ничего. 

Пётр Первый три раза посещал город. Но о нём в Тотьме говорят мало. При Романовых Тотьма — богатые торговый город. Центр освоения Сибири и Аляски. Центр производства соли и игрушек. 

В Советское время Тотьма оказалась в стороне от индустриализации. В то время это оказалось и хорошо — город сохранил свою атмосферу. Как многие провинциальные города, в Тотьме было мало «церковных» разрушений. 

Но в настоящий упадок город пришёл уже после развала СССР. Бли закрыты основные предприятия (леспромхоз, мебельная фабрика, льнозавод). Насколько я понимаю, что б там интернет не говорил, а музей в Тотьме является градообразующим предприятием.

Да-да, на фото ниже — церковь. Точнее, то, что от неё осталось. 1738 год постройки. 

Рождественская церковь 1748 г. постройки. 

Про Входоиерусалимскую церковь, в которой находится музей мореходов, я уже писала и повторяться не буду. 


Про Рождественскую церковь: который был возведён в два этапа. С 1746 по 1748 годы была построена тёплая нижняя церковь, наречённая в честь великого светлого христианского праздника Рождества Христова. С 1786 по 1793 годы была воздвигнута холодная верхняя церковь и освящена во имя архиепископа Мирликийского, святого великого чудотворца Николы. В 1790 году отдельно от здания церкви была из камня построена колокольня. В нижнем ярусе этой колокольни была обустроена и освящена церковь во имя святой угодницы Параскевы Пятницы.

Храм Рождества Иисуса Христа был закрыт в 30-е годы XX века. Разрушению подверглись колокольня и церковь во имя святой Параскевы Пятницы.

Церковь действующая. Но, увы, закрыта между службами. Внутрь мне попасть не удалось. 

Об Иване Кускове я тоже уже писала. Не поторяюсь. 

В остальном город имеет вид обычного, уютного уездного купеческого центра. 

Я уже писала, что тема мореходов для современной Тотьмы — центральная. Больше им гордиться нечем. 



Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded