liubov_zla (liubov_zla) wrote,
liubov_zla
liubov_zla

Category:

Галина Натаревич о театре.




Генриетта Иосифовна Райцых с партнёром

Генриетта Иосифовна Райцых с партнёром


Вот сразу представляю вопросы: «А кто такая Галина Натаревич», «А какое она имеет право высказываться и зачем нам это читать» и т.д. ?!? Так вот, рассказываю, а заодно представляю рассказчицу. Галина Борисовна Натаревич — замечательная петербургская художница по тканям. Вдова витражиста Аркадия Михайловича Натаревича. Но в данном случае она — дочь артистки балета Кировского театра Генриетты Иосифовны Райцих. Как все «театральные» дети, она много времени профоводила в в театре — как за кулисами, так и в зрительном зале. А ещё — в балетной Академии им. Вагановой (в то время - техникум), где сперва училась Генриетта Иосифовна. А ещё — в среди маминых подруг-балерин.

И разговоры мои с Галиной Борисовной очень часто крутятся вокруг театра. Для меня она — кладезь всякой информации, которая прошла мимо меня, а ещё — информации личной, связанной со старой балетной школой.

Наконец у меня дошли руки часть этих разговоров записать.

Передаю слово Галине Борисовне. Прошу прошение за определённую конспективность моих записей.

Первой героиней разговора стала Гали Иосифовна Большакова.


Гали Иосифовна Большакова

Гали Иосифовна Большакова

Гали (Галя) Иосифовна была какой-то родственницей (Сергея) Вивьена — главного режисёра и художественного руководителя Александринского театра. Вивьен ставил «Бег», «Игрока» и прочих нашумевших спектаклей 1960-х гг.

Сестёр Большаковых было две. Галя из них двоих — более известна. Она танцевала Флёр де Лис в Эсмеральде, в Корсаре, в Царь-девицу в Коньке-Горбунке Пуни. Она считалась «крепкой балериной». Училась вместе с Еленой Михайловной Люком. Естественно, из-за этого у них было соперничество.

Люком

Люком

О знаковых спектаклях:

Поставил К.М. Сергеев поставил «Золушку» после войны. Дудинская — Золушка; Бибер — Мачеха. Спектакль средствами балета был сделан шикарно, сказочно. Сам Сергеев был Принцем. Вот в последнем акте он летит с туфелькой. Летел он в подлинном смысле слова. Публика.... орала. Балет был прелестный. Скучновато было с «временами года». Балет пользовался успехом и долго шёл, хотя Сергеев не был худруком, а только постановщиком.  Но всё меняется, требования меняются.



К этому времени Галя Большакова уже умерла, сестра её, Лидия, занималась преподаванием. О их родителях: Легенды гласят, что отец их умер, сорвав родинку при бритье. А мать сестёр Большаковых (Гали и Лидии) — была подругой Матильды Кшесинской. Была крута в общении, сурова с дочерьми.


О Гали Большаковой

О Гали Большаковой


Люком, которая училась вместе с Галей Большаковой, до Улановой была звездой первой величины, хотя у неё нет фигуры Улановой. Люкон умела изобразить беззащитность, как партнёрши Чаплина. Особенно это было видно в балете «Красный мак» Захарова. Эти актрисы верили в то, что делали. Им не надо было объяснять. Нарядный, красивый «драм-балет». Я была на одной из премьер, где Т.М. Вечеслова была в главной роли. Забыть не могу.

А ещё Вечеслова — лучшая Эсмральда.



Сёстры Большаковы с мужем Лилии и их племянницей

Сёстры Большаковы с мужем Лилии и их племянницей


Бахчисарайский фонтан Захаров поставил перед войной. Этот балет потом смотрел Мао, раскритиковал, из-за наркотических свойств растения. Спектакль сошёл на нет.

А в Бахчисарайском фонтане Захарова был потрясающий дуэт Марии и Заремы — Улановой и Вечесловой. Сцена объяснения и гибели (закалывания) Марии. Потрясающий балет. Публика умирала.... во всех смыслах. Никакого кино не нужно, так они — только танцем — могли выражать свои эмоции, драму.

Люком потом преподавала — вела балетные классы. Ходила с «кудельками» — шестимесячной завивкой.

Генриетта Иосифовна.Райцых

Генриетта Иосифовна Райцых

Аскольд Макаров — интересная фигура советского балета. Продукт Якобсона (в балете Шурале). В этом балете Аскольд в борьбе с нечестью под её напором ложился и 5 человек на нём скакали. Комментарии на эту тему были самые неприличные (если кому интересно, напишу в сообщениях или комментариях какие именно). Потом на него ставили Спартака, но принца Дезире он танцевать не мог. Чабукиани про него сказал «Вы никогда не сможете танцевать» и ошибся. У нового времени должны быть новые балеты. Но для Дезире Макаров оказался тяжёл.

Чабукиани после войны вернулся в Тбилиси (до войны танцевал в Кировском в Лауренсии) и создал там грузинский балет. Когда он приезжал с гастролями, то мне казался Премьером. Мама сетовала, что я ещё не видела его молодым.
На самом деле у каждой постановки должны быть свои солисты. Как Уланова, Шелест др. Как только они ушли, всё рухнуло (комментарий от меня. вынуждена согласиться — мне давно очень скучно смотреть классический балет. и именно из-за артистов и постановок. Балетную музыку очень люблю, а смотреть не могу)


Уланова

Уланова
Лида и Галя Большаковы были люди, которые выросли в театре. Когда они были детьми, а Шаляпин — уже Шаляпин. Всеобщий любимец, не пропускавший ни одной хористки или артистки кордебалета. Галя при разводе сильно болела, в итоге рано умерла. У неё после развода был роман с танцовщиком, который в итоге оказался «изменником Родины» — попал в плен. Гали не дожила до 1950 года. Как-то  мы с бабушкой пришли к ней в гости, а она в это время кроила себе платье, хоть она и профессионал в другой области...
Лидия вышла замуж за оркестранта Михаила Михайловича Неустроева. Помню её разговоры «Хочу быть Шаляпиным». В итоге племянница Неустроева первого сына назвала Фёдором. Своих детей у сестёр Большаковых не было...
Маргарита Фёдоровна Кирхгейм, подруга Гали Иосифовны, после смерти последней, заняла её жильё. В театре она была режиссёром балета (от себя: должность в театре для меня, человека не вхожего в театральную тусовку — совершенно неожиданная). В её обязанности входил, например, подъём занавеса — в музыкальном театре момент очень важный. Или же не менее важный момент — расстановка балерин. На ней ответственность за выход. Как в том анекдоте «Рано, рано, — опоздали». Вообще, в балете важно, что бы всё было «в музыку»... И вовремя.




Маргарита Фёдоровна Кирхгейм была наполовину австриячка, наполовину итальянка. Какое-то родственное отношение она имела к Чинизелли. Родители её были артистами цирка. Она в цирке выступать не хотела, пришлось идти в балет. Хотя и танцевать она не любила. Но в цирк не хотела совсем. У неё был роман с «Кшисей» — братом Матильды. (Лирическое отступление: Генриетта Иосифовна, мать рассказчицы, в молодости с ним танцевала в каком-то спектакле мазурку; своих партнёрш в танце он ведёт в танце за руку, держа руку сверху, жёстко контролируя).

На репетициях крик стоял жуткий. Именно этот крик отбил у меня желание быть артисткой балета. Тётя Женя Гуляева  — артистка кордебалета, дочь сапожника, подруга мамы (они вместе учились). Я как-то наблюдала, как она выходила с репетиции (где на них орали...), подтягивала трико и пела... Вот оно — настоящее жизнелюбие.

У них в классе преподавала Романова — мама Улановой. У них в классе самой способной была Галя Алексеева, но танцевать (в смысле большие роли) потом ничего не стала. А вообще, самых способных забирала к себе Ваганова. Она толк знала. Всё дело было в ногах.

Всё в балете делалось ради выразительности. А что бы всё выразить, нужно быть 7 пядей во лбу. Но, прежде всего нужно быть музыкальным. Именно музыкальные прежде всего и танцуют. Музыка, техника, прыжок и гибкость.
Нина Александровна Анисимова  — феноменальная звезда. Невестка академика Державина (диссертация по Сервантесу(?)). Когда она танцевала, ей верили, хотя техники у неё не было. Рано овдовев, она была балетмейстером «Сказки о чудесной фате» в Малом оперном.



У балета есть свои законы: гибкость, ноги, слух.

О Вагановой. После революции она была всем. И преподавала, и ставила. Делала как ей нужно. Что-то убирала, что-то добавляла. Она была очень физически сильной — как итальянка. Но не красивая. Зато с хорошей фигурой. Делала всё идеально — и прыжки и вращения. Она понимала все балетные законы — профессорская голова. Позволяла себе делать замечания Павловой. В грубой форме. Очень следила за ученицами. Уланова училась у неё.
Ваганова учила прыгать. А Люком учила прыгать лучше.
Ваганова преподавала балетную координацию. Очень тяжело учть вращения. Ваганова учила не только у станка, но и на середине сцены.
Ваганову часто ставили танцевать в пару с Карсавиной — как красивой. Ваганова была королевой вариаций, так как она не была большой актрисой.
У Вагановой был сын от Померанцева, камергера двора. Женаты они не были. Но на могиле у Вагановой фамилия двойная. Кто-то из родни Померанцевых был инженером и участвовал в строительстве Троицкого моста. Ваганова, возглавлявшая балетное училище, не любила евреев. А сын женился на еврейке.
Ваганова учила внучку мужа от первого брака.

В выражениях она не стеснялась: (по отношению к одной из учениц «тёте Ляле Весёлиной» (?)) «Ты когда операцию сделаешь? Булочница немецкая! Убери свои титьки — вызывай мать!»




Или вот ещё: «Ну что у вас за поклонники?!? Украдут у матери из комода 3 рубля и вам зефирки покупают. А нам вот великие князья бриллианты дарили!!!!»
А сама была была дочкой театрального капельдинера (гардеробщика)

Tags: Большакова, Ваганова, Кирхгейм, Классики и современники, Люкон, Макаров, Натаревич, Павлова, Пономарёв, Райцых, Уланова, балет
Subscribe

  • Выборы - выборы....

    Год прошёл и появился новый информационный повод в очередной раз вспомнить злобную цитату из "Дня выборов". На этот раз в новостях сообщили о том,…

  • Елагин дворец

    Недавно после четырёхлетней реставрации открылся Елагиноостровский дворец. Мы воспользовались этим как поводом и пошли туда на экскурсию. Сразу…

  • Градозащита хренова

    Из серии «Что вижу, то пою». Иду давеча по Левашовском проспекту. И с грустью смотрю на территорию бывшего Левашовского хлебозавода.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments