liubov_zla

Categories:

Тотьма музейная ч2. Музей мореходов.

Сейчас передо мной непростая задача — показать один из замечательных памятников тотемского барокко — Входоиерусалимскую церковь 1794 года постройки и хоть кратенько рассказать о музее тотемских мореходов, который в церкви расположен. 

На фотографии ниже на самом деле 2 церкви: нарядная Входа Господня в Иерусалим (о которой сегодня основной разговор) и церковь рождества Иоанна Предтечи (1738 — 1740 гг.). Судя по всему, не используется никак. 

Входоиерусалимская церковь находится при въезде в Тотьму, на более высоком берегу Сухоны. Напротив неё — импровизированная остановка междугородних автобусов. Мимо такой красоты пройти — преступление. Как часто бывает, в одном здании сразу 2 церкви — отапливаемая нижняя и холодная летняя. 

Сразу оговариваю, что есть такое «Тотемское барокко». Эта разновидность стиля действительно есть и сразу бросается в глава даже неподготовленному человеку. В отличие от «Нарышкинского» или «Петровского» барокко это стиль достаточно поздний. Нарядные барочные храмы в Тотьме строились в то время, когда в столицах и «Европах» уже господствовал классицизм. 

Центральное городское шоссе. Спуск с холма ведёт к реке.
Центральное городское шоссе. Спуск с холма ведёт к реке.

Тотемские архитекторы смогли творчески обработать западноевропейские идеи. Церкви, выстроенные в этом стиле, очень высокие, буквально устремлённые в небо; считается, что их силуэты похожи на силуэты парусных кораблей. Тут, увы, моё абстрактное мышление в очередной раз даёт сбой — я парусных кораблей не вижу. Только красоту.

Изящные орнаменты на фасадах на церквей — картуши — придают им особое своеобразие. Тотемские картуши отличаются от обычных (лепных, резных или рисованных) и представляют собой внешний элемент убранства храмов — часть кладки стены, как правило, выступающую на треть кирпича и обрамленную валиком кирпичного набора. На внутренних полях картушей изображены звезды, цветы, трилистники, кресты и раковины. Есть версия, что тотемские картуши — стилизованный в архитектуре рисованный элемент морских карт, которыми пользовались местные купцы в своих походах.

Информация с сайта музея: к 300-летию русского флота на первом этаже церкви был открыт музей мореходов, полностью посвящённый тем удивительным страницам истории города, благодаря которым мы можем говорить о славе Тотьмы как «города русских Колумбов».(http://totmamuz.ru/seafahrersmuseum/ )

На втором этаже (в летнем храме) в 2016 году был выставочный зал, на данный момент — освящённая часовня во имя Николая Чудотворца. С 2017 года. 

Ещё на сайте музея написано, что в 2020 году музей готовится к переезду в отдельное здание в комплекс усадьбы купца Фёдора Холодилова на Набережной Кускова.

Насколько осуществились эти планы и с чем они связаны, я не знаю. Сильно подозреваю, что церковь целиком передали Епархии. Пока, если верить сайту, музей открыт по старому адресу.

Так же летом можно подняться на колокольню, где музицирует профессиональный звонарь, сотрудник музея. 

Вообще идея мореходства для жителей Тотьмы судя по всему — ключевая. Они очень гордятся тем, что уроженцы города были сибирскими и североамериканскими первопроходцами. 

В следующей статье, посвящённой Тотьме, я расскажу о доме-музее Фёдора Кускова, основателя Форта Росс. 

Размещение музея мореходства во Входоиерусалимской церкви тоже не случайно. На сайте музея сказано, что церковь построена по заказу тотемских купцов-компанейщиков, мореходов братьев Григория и Петра Пановых. При этом сайт почему-то не раскрывает подробности биографии братьев. А вообще-то стоило бы. Братья были исследователями Алеутских островов. 

Вот что мне удалось найти про братьев: 

У тотемского купца Алексея Панова было три сына: Афанасий, Григорий и Пётр. Последним из Пановых Петром были предприняты две успешные морские экспедиции на дальний Восток.

Братья Пановы являлись владельцами лесообрабатывающего производства в Тотьме.

В 1758 г. Пановы вошли в компанию московского купца Ивана Никифорова. Совместно они построили и снарядили судно «Иулиан». Экспедиция закончилась в 1759 году. Бот «Иулиан» еще не раз бороздил воды Тихого океана. Плавание этого бота имеет большое значение в истории исследования Алеутских островов.

В 1760 г. Петр Алексеевич Панов организует Камчатскую экспедиции, с которой и началось его коммерческое предприятие. Сохранилось наставление — «от тайного советника и бывшего в Сибири губернатора, что ныне сенатор и кавалер Саймонов» доверяет П. А. Панову агитировать купцов вести геологические изыскания и торги на Камчатке, и заботиться о коренных народах этих мест.

В городе сохранился дом семьи Пановых, в котором позднее разместилась городская управа. 

Как они добирались до Камчатки? Северным морским путём?

В 1764 г. братья Пановы становятся хозяевами крупной промысловой компании, действовавшей на Тихом океане до 1787 гг. Тогда же Пановы приобретают у компании московских купцов Рыбинского и Серебренникова борт «Св. Пётр и Павел», снаряжают его и отправляют на промысел к Лисьим островам (при этом у них случился какой-то непонятный военный конфликт с Тобольскими промысловиками). В 1766 корабль возвращается, принеся доход в размере 42 280 рублей.

1767 — 1770 гг.  «Св. Пётр и Павел» (мореход —И. Коровин ) на промысле у Андреяновских островов, доход составил 284 868 рублей. Ещё через 2 года (1772 — 1776 гг.) «Св. Пётр и Павел» также отправляется на промысел к Андреяновским о-вам, доход всего 6 915 рублей.

В 1776—1779 на судне «Св. Александр Невский», принадлежавшем ранее Серебренникову, снаряжается на промысел к Командорским островам (мореход — А. Соснин).

Одновременно, в1778 — 1785 Пётр Панов в компании с А.Кузнецовым отправляет «Св. Климент» (мореход — А. Очередин) на промысел к Лисьим о-вам и острову Кадьяк и «Св. Николай» (мореход — Д. Полутов) в 1778—1785 гг. к Лисьим о-вам и острову Кадьяк и полуострову Аляска. Промыслы приносят доход 89 760 и 127 834 рублей, соответственно.

В старых фондах Костромского архива сохранились сведения о путешествии купцов Пановых на судне «Св. Николай» к берегам Северной Америки в 1779—1785 годах, где описана меркаторская карта этого путешествия, к сожалению, впоследствии утерянная. 

И это — только часть походов. 

Купцы Пановы предпочитали приобретать на денежные средства, вырученные в ходе торговых операций в Сибири, земельные угодья в пределах своего города. В период с 1774 по 1778 гг. Пановыми было скуплено в городе Тотьме «пустопорожних дворовых земель» общей площадью 5 565,95 кв. саж. общей стоимостью 865 рублей. Эти земельные участки покупались Пановыми у обедневших тотемских купцов, купеческих вдов и мещан, проживавших в районе Климантовской, Пробойной и Кузнечной улиц города Тотьмы

А тем временем я поднялась на второй этаж церкви, на выставку
А тем временем я поднялась на второй этаж церкви, на выставку

Значительную часть средств П. А. Панов держал в обороте, ведя торговлю как внутри России, так и за ее пределами. У него имелись конторы и склады мехов в Москве, Иркутске, на Камчатке и в Кяхте. В Кяхте китайские купцы большими партиями закупали камчатских бобров, чернобурых лисиц, соболей, котиков, выдру и белку. За рубеж шли преимущественно необработанные меха, а внутри государства торговля велась выделанными мехами. Размах предпринимательской деятельности П. А. Панова не остался незамеченным в Петербурге. Товарами купца заинтересовались фавориты Екатерины Второй братья Орловы, а впоследствии и «светлейший князь» Г. А. Потёмкин. Его покровительство обеспечило П. А. Панову лидирующие позиции на российском рынке мехов.

«3 ноября 1783 г. Петр Алексеевич Панов отдал дочь свою Анну замуж за тотемского купца Ивана Андреевича Кузнецова и дал ей в приданое денег 5 тысяч рублей, жемчужных, бриллиантовых и алмазных вещей на 3 тысячи рублей». Через 3 года замуж за тотемского купца Петра Алексеевича Нератова вышла младшая дочь П. А. Панова Елизавета с не менее богатым приданым в 7 тыс. руб. и драгоценными украшениями общей стоимостью 3 тыс. рублей.

Желанием купца П. А. Панова было передать свое дело единственному наследнику — Василию Петровичу с тем, чтобы он продолжил его и приумножил нажитое состояние. Однако сын не проявлял ни малейшего интереса к коммерции и был полностью лишен деловой хватки. 1 января 1786 г. Василий записался в гвардии Преображенский полк, решив сделать карьеру военного.

Родовой усадьбой Пановых впоследствии стала деревня Внуково Солигалического уезда Костромской губернии. Во II пол. XVIII века, принадлежала помещику В. П. Кривскому, который отдал её в приданое за своей дочерью Елизаветой Васильевной вышедшей замуж за потомка (внука) тотемских купцов — Ивана Васильевича Панова. Когда усадьба перешла во владение И. В. Панова, он перевёз туда свою библиотеку, имущество и семейные портреты, которые составили фамильную галерею. Насколько я понимаю, портреты сохранились. Во всяком случае, их часть. 

В 1792 г.  Пановы получили дворянство.

Всё нам кажется, что история творилась в Питере. Ну, может, ещё и в Москве. Крузенштерны там всякие с Лисянскими. А тема то и древнее, и интереснее. По хорошему, ты совсем и не знаем, как шло освоение Сибири и Дальнего Востока. По хорошему, мне и тогда хотелось заказать экскурсию, но как всегда включились время-деньги-глупость. Короче, не повторяйте моих ошибок. Я сейчас (сильно задним числом) начиталась интернета, мне снова туда захотелось. Уже с полной экскурсией. 

Вообще, одиночные посещения такого рода малых музеев не впечатляют. То ли я ехала неподготовленной с прицелом на русские древности в ущерб географии, то ли действительно экспозиция оказалась скучной. Читать аннотации меня не хватало, объективности говоря, я уже и не помню, были ли эти аннотации. А тема то действительно интереснейшая и совершенно упускаемая в современном образовании. 

Иду ещё выше — на колокольню. 

Ещё мне не понятно, почему в самом музее (и на сайте) мало говорилось об истории самого здания. И истории музея. Что в церкви находилось с Революции до Войны — не знаю. После войны — винный заводик. С 1985 года — музей. Куда делся завод и функционирует ли — тоже не ясно. Скорее — не функционирует. 

Далее предлагаю посмотреть картинки....

На фото ниже — то, что осталось от Предтеченской церкви, о которой упоминалось в начале статьи. 

Спасо-Суморин монастырь и фондохранение




Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded