liubov_zla

Гобелены и рисунки Галины Натаревич.

Сегодня хочу выложить для обозрения общественности работы моей хорошей знакомой, художницы по тканям Галины Борисовны Натаревич. В силу разных житейских неурядиц она мало работала по выбранной специальности посвятив себя гениальному мужу — витражисту Аркадию Натаревичу и сыну Илье. 

Но кое-что всё таки было. О чём ниже... 

Гобелена для ресторана гостиницы "Карелия" (арх. Н.М. Натаревич)
Гобелена для ресторана гостиницы "Карелия" (арх. Н.М. Натаревич)

Для меня Галина — настоящая кладезь всяческих историй. Прежде всего о театральной тусовке середины ХХ века — её мать была артисткой балета Кировского театра. Но не только. Среди учителей Галины — выпускницы Мухинскго училища — был весьма достойный живописец Пётр Дмитриевич Бучкин, медалист ещё Императорской Академии Художеств, слава которого сейчас как-то померкла на фоне Блокадных рисунков его сына — Дмитрия Петровича. Среди её хороших знакомых были известный ленинградский андеграудный поэт Олег Григорьев и исполнитель романсов Валерий Агафонов. 

А когда разговор заходит об истории семьи, о литературе, о приятелях-художниках — можно книгу писать. Дай Бог, когда-нибудь удастся эти мемуары записать.

Гобелен "Трио" для ресторана гостиницы "Карелия".
Гобелен "Трио" для ресторана гостиницы "Карелия".

Теперь непосредственно о работах Галины Борисовны. 

Её художественное образование началось в районной художественной школе. После окончания школы средней сразу же началась работа на фабрике художественной росписи тканей. Фабрика  просуществовала очень не долго, в 1970-е годы её уже закрыли. Параллельно выясняется (я как-то никогда об этом не задумывалась), что Ленинград — совершенно не текстильный город. В нём в то время существовало только 2 крупных производства тканей — фабрика имени Слуцкой и фабрика Желябова. 

Гобелен для ресторана Аустерия в Петропавловской крепости. Архитектор Раиса Степановна Плетнёва(?)
Гобелен для ресторана Аустерия в Петропавловской крепости. Архитектор Раиса Степановна Плетнёва(?)

Потом Галина поступила на ВЕЧЕРНЕЕ (которого сейчас, слава Богу нет) отделение Мухинского училища на отделение интерьера и оборудования. Туда поступить было проще, так как Галина уже работала в текстильной отрасли. Хотя больше хотелось «на керамику»..... Позднее Галина перевелась на дневное отделение.

Там же, в институте, Галина Борисовна познакомилась и с будущим мужем. 

Помимо уже упоминавшегося старшего Бучкина в то время в «Мухе» преподавали Сарра Моисеевна Бунцис, Ирина Глебовна Куренкова, Ксения Борисовна Петрушина, архитектор Яков Николаевич Лукин. 

В разговоре, послужившим основой для этой статьи, я в очередной раз услышала формулировку главной проблему Мухинского училища. По крайней мере тогдашнего: отрыв художественного образования от образования технологического. Что для института, позиционирующего себя как «художественно-промышленный» является «криминалом». Когда Лукин смог организовать для тогда ещё студентки Куренковой учёбу в Чехии, это было очень большим событием. Многим студентам и молодым художникам, если им хотелось делать что-то «своё», приходилось с технологией разбираться самим. Где-то придумывать новое, где-то ошибаться, а где-то «изобретать велосипед»....

Конечно, у студентов были экскурсии на производство, в том числе и в Москву, на более новые фабрики. Но практики было очень мало. 

Первой постинститутской работой Галины Борисовны было участие в создании занавеса в кукольном театре им. Демини. 

Позднее архитектор театра Раиса Степановна Плетнёва пригласила Галину делать гобелены для интерьера ресторана Аустерия в Петропавловской крепости. Об этом архитекторе Галина отзывалась с большой симпатией, как о художнике, обладавшем чувством формы и пространства. Позднее интерьер ресторана был переделан, многое было изменено в угоду прибыли и «изюминка» интерьера пропала. 

По техзаданию интерьер ресторана должен был давать отсылки ко времени Петра Великого. При создании эскизов гобеленов Галина Борисовна вдохновлялась книжкой некоего камергера Берхгольца, присутствовавшего на свадьбе царевны Анны Петровны. А ткать гобелены Галине помогала её подруга Ирина Терехова, будущая жена поэта Олега Григорьева. 

Театральные вариации на тему романа "Петербург" Андрея Белого.
Театральные вариации на тему романа "Петербург" Андрея Белого.

Тут нужно отдельно оговорить, что гобелены ткутся в ручную. И это работа очень долгая и кропотливая. В идеале, сначала художником создается эскиз, потом эскиз отдаётся профессиональным ткачам, где они ткутся под надзором автора проекта. В нашем же случае, Галина и помошницей ткали сами, причём им нужно было самим подбирать нити, самим их красить, самим их натягивать. В общем, при отсутствии налаженной индустрии проблемы возникали везде и всюду. 

Второй работой Галины Борисовны были гобелены в интерьере гостиницы Карелия (архитектор Наталья Михайловна Натаревич).  

Позднее Ирина Терехова втянулась в дизайнерское ремесло и участвовала в других проектах. В частности, занималась оформлением интрьеров в военной части Инженерного замка. 

Продолжение следует

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded